The Art Newspaper Russia
Поиск

Ткани жизни и победы

Ткань — материал недолговечный. Шелк гарантированно начнет разрушаться через 100 лет, даже при самом бережном хранении. Однако в том случае, когда текстильные изделия имеют культурную ценность, жизнь им продлевают реставраторы по ткани

Одно из знамен Кубанского казачьего войска
Одно из знамен Кубанского казачьего войска

Весной 2010 года в Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГосНИИР) занимались восстановлением уникального объекта культурного наследия нашей страны — Знамени Победы. Того самого, которое водрузили на Рейхстаг в 1945 году. Постоянное место его хранения — Центральный музей Вооруженных Сил в Москве. Оригинал хранился в запасниках, а копии то и дело приходилось заменять: витрина со знаменем располагалась у большого окна, под воздействием прямых солнечных лучей ткань выгорала.

На оригинале, при всей аккуратности обращения с ним музейных работников, пошли трещины по живописи. По центру знамени белой краской нанесено название дивизии, в верхнем углу — серп и молот. «Нельзя сказать, что эта работа представляла большую сложность, однако мы все нервничали: ответственность была велика. Когда знамя вернулось в музей, на него приезжал смотреть президент страны Дмитрий Медведев. Ведь это один из главных символов победы в войне», — рассказывает реставратор ГосНИИР Софья Мартьянова.

В соответствии с реставрационным заданием Знамя Победы сдублировано на окрашенный шелковый газ по изнаночной стороне, восстановлена вся живопись, а музей получил от реставраторов рекомендации относительно условий хранения — его витрина, к примеру, защищена специальным стеклом от ультрафиолета. По праздникам посетители музея могут регулярно видеть оригинал, а не только копии, как прежде.

У Знамени Победы сравнительно благополучная история. Более сложный путь прошли знамена Кубанского казачьего войска. Переданные Краснодарским государственным историко-археологическим музеем-заповедником им. Е.Д.Фелицына, они находятся на реставрации в ГосНИИР с 2007 года.

Судьба их переплетена с историей самого казачества. Некоторым из этих 99 знамен более 250 лет, они помнят времена Екатерины Великой и Павла I. Кубанское казачье войско получало их за верную службу от каждого из царей. После революции знамена отправились в эмиграцию. До 1941 года они хранились в Белградском военном музее, а когда началась Вторая мировая война, попали в Нью-Джерси в США. В 2007 году знамена вернулись на родину. «Те, кто их вывозил сюда, ставили три условия возврата: исчезновение советской власти, возрождение Кубанского казачьего войска, переименование Краснодара в Екатеринодар. Не все выполнено, но передающая сторона пошла на уступки», — рассказала Мартьянова.

Состояние знамен было плохим. В некоторых случаях потери достигали 50% площади. По словам реставратора, задачи восстановить первозданный вид знамен не ставилось. «Главным было остановить разрушение», — говорит Мартьянова.

Отреставрировано уже 65 из 99 знамен. Работа сложная. Знамя — сочетание несочетаемых материалов, шелка и живописи, на подвижной основе. Метод работы таков: знамя убирается в чехол из тонкого газа — делается «пакет», — а живопись укрепляется тонким клеевым составом.

Задача музейной реставрации — защитить вещь от окончательного разрушения. Но частному заказчику нужна, как правило, не консервация предмета, а его реконструкция. И здесь наука реставрации уже переплетается с искусством художника. Реставраторы по ткани Вера и Михаил Бушуевы недавно закончили работу с парохетом — шелковой занавесью, закрывающей в синагоге шкаф со свитками Торы. Парохету около 100 лет. Год за годом он впитывал в себя свечной нагар. Поистрепалось и золотое шитье. Первое, что требовалось сделать, — промыть предмет. «Иногда заказчик после чистки не узнает свою вещь, настолько она изменяет цвет. Особенно это касается ковров», — рассказывает Вера Бушуева.

Сложность с парохетом заключалась в его возрасте. Даже если материал прочный, на сгибах он начинает ломаться. «Мы предполагали, что чистится этот предмет в первый и последний раз, ткань больше не выдержит, но при этом требовалась очень основательная и вместе с тем щадящая чистка», — рассказывает реставратор.

Применили специальный растворитель, потом вытягивали грязь водяным пылесосом. Затем восстановили вышивку. «Сейчас парохет находится уже у своего владельца. Висит в подрамнике на дублирующей ткани (в синагоге его больше использовать не получится) и провисит еще не менее 100 лет», — уверена Бушуева.

Материалы по теме
Просмотры: 4222
Популярные материалы
1
Русский музей открыл грандиозную выставку в честь 125-летия
Выставка посвящена всем тем, кто передал в дар произведения искусства. Среди них русский царь, советский ученый и шоколадный магнат.
29 июля 2020
2
Картины без масла
Выставка в зале графики Третьяковской галереи «Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов» — попытка выбрать из огромного наследия русских классиков и хрестоматийное, и неизвестное.
29 июля 2020
3
Василий Кузнецов: «Можем принимать произведения хоть из Орсе»
Директор музея «Новый Иерусалим», отмечающего 100-летие, рассказал о его сегодняшней стратегии и тактике.
31 июля 2020
4
Самые древние фрески в Венеции и Венецианской лагуне обнаружены на Торчелло
В базилике Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло в ходе реставрации специалисты нашли фрагменты фресок IX–X столетий, заложенных еще в Средневековье.
30 июля 2020
5
Во Франции нашли место, изображенное на последней картине ван Гога
Благодаря старинной открытке установлено точное место, где Винсент ван Гог написал свое последнее произведение «Корни деревьев» всего за несколько часов до самоубийства.
29 июля 2020
6
Турист отломил пальцы у скульптуры Кановы, когда делал селфи
Посетитель музея ухитрился беспрепятственно подойти к гипсовой модели знаменитой мраморной скульптуры Полины Бонапарт из коллекции Галереи Боргезе.
03 августа 2020
7
Небольшой автопортрет Рембрандта установил 16-миллионный рекорд
Это автопортрет художника, появившийся на публичном аукционе впервые за многие годы.
29 июля 2020
8
Умер историк искусства, заново открывший миру футуризм
В возрасте 92 лет ушел из жизни Маурицио Кальвези — последний из больших итальянских историков искусства ХХ века.
29 июля 2020
9
Сенат США: российские миллиардеры действовали на арт-рынке в обход санкций
Американские сенаторы называют торговлю искусством «самой большой легальной нерегулируемой отраслью экономики США» и рекомендуют повысить прозрачность и государственный контроль в этой сфере.
31 июля 2020
10
Теоретик без теории
В новой книге философ Борис Гройс на примере отдельных художников рассказывает об идеологии модернистов, а также об их сегодняшних последователях и антагонистах.
31 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru