18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Луиджи Пелли: в России и в Швейцарии

22 апреля в резиденции посла Швейцарии в России состоялась презентация книги «Дневник путешествия Луиджи Пелли, родом из Аранно, из Санкт-Петербурга в Лугано в 1829 году», изданной фондом IN ARTIBUS на русском языке

Гостей вечера приветствовал Пьер Хельг, посол Швейцарии в России. Событие приурочено к 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. Учредитель фонда IN ARTIBUS Инна Баженова поблагодарила посла за возможность представить в его резиденции это издание — дневник швейцарского архитектора Луиджи Пелли, в котором он описывает свое возвращение на родину после многих лет работы в России. Инна Баженова рассказала, что летом 2014 года фонд поддержал издание путевых заметок Пелли на итальянском языке, а затем было принято решение опубликовать их на русском языке, так как дневник швейцарца имеет большую ценность для истории русской архитектуры.

На презентации также выступили люди, непосредственно связанные с личностью швейцарского архитектора: журналист и художник Энцо Пелли, его потомок, и искусствовед Джорджо Моллизи, давно занимающийся творчеством архитекторов из Тичино, работавших за рубежом.

Энцо Пелли рассказал об истории обнаружения дневника своего предка. Три года назад он разбирал старые газеты и журналы по медицине 1930-х годов в фамильном доме в Аранно и случайно наткнулся на маленькую тетрадку. Это был «Дневник путешествия Луиджи Пелли, родом из Аранно, из Санкт-Петербурга в Лугано в 1829 году», написанный ровным красивым почерком. Через некоторое время родилась идея опубликовать этот дневник и чертежные рисунки, хранившиеся в семейном архиве на протяжении почти двух столетий. Так появилось издание тичинского журнала Arte Storia на итальянском языке. Потомок швейцарского архитектора выразил сердечную благодарность фонду IN ARTIBUS и лично Инне Баженовой за публикацию архива их семьи на русском языке и выразил надежду на то, что исследование материалов, которые он и его близкие с радостью предоставили российским ученым, прольет свет на роль его предка в архитектурной истории Москвы. Энцо Пелли назвал дневник путешествия своего предка своего рода одиссеей и отметил, что хотя Луиджи никогда не писал там о своей работе в России, но его точные замечания о «вкусе и менталитете» архитекторов, строивших эту страну, представляют большую ценность для исследователей.

Тему изучения эпистолярного и графического наследия Луиджи Пелли продолжил искусствовед Джорджо Моллизи. Луиджи Пелли — фигура в истории русской архитектуры спорная и загадочная, а круг приписываемых ему памятников до сих пор едва ли аргументирован. Поэтому за строкой изящного факсимильного воспроизведения рукописного дневника, снабженного чуть ли не подстрочным переводом, а главное, на страницах прилагаемых к биографии авторских чертежей и набросков из «Тетради для заметок и эскизов» откроются долгожданные новые факты и возможности интерпретации творческого наследия Пелли.

Господин Моллизи напомнил, что Луиджи Пелли приехал в Москву примерно в 1820 году по приглашению швейцарского архитектора Доменико Жилярди. С ним Пелли был знаком с молодости — в семейном архиве сохранился портрет Луиджи, выполненный Жилярди в конце XVIII века. В 1820-е годы он становится помощником Жилярди в деле восстановления Москвы после пожара 1812 года. Огромную ценность представляет графическое наследие Луиджи Пелли. В изданной при поддержке фонда IN ARTIBUS книге опубликованы его архитектурные рисунки — Джорджо Моллизи опознал в этих набросках проекты Опекунского совета в Москве (архитектор Жилярди), жилой дом с дорическими колоннами (архитектор Григорьев, коллега Пелли и знаменитый ассистент Жилярди), а также фасад и чертежи Доменико Жилярди для Московского университета. И Энцо Пелли, и Джорджо Моллизи признают, что роль Луиджи Пелли в окружении Доменико Жилярди пока не вполне ясна.

О месте и роли швейцарца в архитектурном сообществе, занимавшемся реконструкцией Москвы в 1820-х годах, говорила и кандидат архитектуры Юлия Клименко, доцент кафедры истории архитектуры и градостроительства МАРХИ. Она отметила, что «на наших глазах появляются новые архитектурные герои, авторы московских произведений, которые так долго оставались безымянными». Попытки реконструировать достоверную историю строительства многих прекрасных сооружений Москвы и Подмосковья теперь возможны лишь при обнародовании материалов архитекторов, сохранившихся на их родине в семейных архивах. Именно это позволяет надеяться и ожидать многочисленные открытия, связанные с переатрибуцией серии известных памятников русской архитектуры. В заключение она выразила надежду на то, что уже в скором будущем имя Луиджи Пелли займет достойное место в архитектурной летописи Москвы XIX века в период восстановления нашего города после пожара 1812 года.

К выходу в свет книги «Дневник путешествия Луиджи Пелли, родом из Аранно, из Санкт-Петербурга в Лугано в 1829 году» приурочена выставка «Зимняя поездка. Winterreise», которую можно увидеть в выставочном пространстве фонда IN ARTIBUS (Пречистенская наб., д. 17) до 20 мая. Это проект современного архитектурного фотографа Юрия Пальмина, который повторил маршрут Луиджи Пелли в ХХI веке. Одну из работ этой серии — вид Castelgrande, Bellinzona, Ticino — Юрий Пальмин преподнес в подарок швейцарском послу Пьеру Хельгу.

Официальную часть презентации завершило выступление выдающегося пианиста и композитора Владимира Свердлова-Ашкенази.

Презентация прошла при поддержке известных компаний: швейцарской часовой марки Audemars Piguet, бренда эксклюзивных аксессуаров и сувениров Gourji, национального авиаперевозчика Швейцарии Swiss, роскошного отеля «St. Regis Москва Никольская», коньячного дома Courvoisier, проекта Molecule, специализирующегося на селективных ароматах, а также гольф- и поло-клуба «Целеево».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+