The Art Newspaper Russia
Поиск

Луиджи Пелли: в России и в Швейцарии

22 апреля в резиденции посла Швейцарии в России состоялась презентация книги «Дневник путешествия Луиджи Пелли, родом из Аранно, из Санкт-Петербурга в Лугано в 1829 году», изданной фондом IN ARTIBUS на русском языке

Гостей вечера приветствовал Пьер Хельг, посол Швейцарии в России. Событие приурочено к 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. Учредитель фонда IN ARTIBUS Инна Баженова поблагодарила посла за возможность представить в его резиденции это издание — дневник швейцарского архитектора Луиджи Пелли, в котором он описывает свое возвращение на родину после многих лет работы в России. Инна Баженова рассказала, что летом 2014 года фонд поддержал издание путевых заметок Пелли на итальянском языке, а затем было принято решение опубликовать их на русском языке, так как дневник швейцарца имеет большую ценность для истории русской архитектуры.

На презентации также выступили люди, непосредственно связанные с личностью швейцарского архитектора: журналист и художник Энцо Пелли, его потомок, и искусствовед Джорджо Моллизи, давно занимающийся творчеством архитекторов из Тичино, работавших за рубежом.

Энцо Пелли рассказал об истории обнаружения дневника своего предка. Три года назад он разбирал старые газеты и журналы по медицине 1930-х годов в фамильном доме в Аранно и случайно наткнулся на маленькую тетрадку. Это был «Дневник путешествия Луиджи Пелли, родом из Аранно, из Санкт-Петербурга в Лугано в 1829 году», написанный ровным красивым почерком. Через некоторое время родилась идея опубликовать этот дневник и чертежные рисунки, хранившиеся в семейном архиве на протяжении почти двух столетий. Так появилось издание тичинского журнала Arte Storia на итальянском языке. Потомок швейцарского архитектора выразил сердечную благодарность фонду IN ARTIBUS и лично Инне Баженовой за публикацию архива их семьи на русском языке и выразил надежду на то, что исследование материалов, которые он и его близкие с радостью предоставили российским ученым, прольет свет на роль его предка в архитектурной истории Москвы. Энцо Пелли назвал дневник путешествия своего предка своего рода одиссеей и отметил, что хотя Луиджи никогда не писал там о своей работе в России, но его точные замечания о «вкусе и менталитете» архитекторов, строивших эту страну, представляют большую ценность для исследователей.

Тему изучения эпистолярного и графического наследия Луиджи Пелли продолжил искусствовед Джорджо Моллизи. Луиджи Пелли — фигура в истории русской архитектуры спорная и загадочная, а круг приписываемых ему памятников до сих пор едва ли аргументирован. Поэтому за строкой изящного факсимильного воспроизведения рукописного дневника, снабженного чуть ли не подстрочным переводом, а главное, на страницах прилагаемых к биографии авторских чертежей и набросков из «Тетради для заметок и эскизов» откроются долгожданные новые факты и возможности интерпретации творческого наследия Пелли.

Господин Моллизи напомнил, что Луиджи Пелли приехал в Москву примерно в 1820 году по приглашению швейцарского архитектора Доменико Жилярди. С ним Пелли был знаком с молодости — в семейном архиве сохранился портрет Луиджи, выполненный Жилярди в конце XVIII века. В 1820-е годы он становится помощником Жилярди в деле восстановления Москвы после пожара 1812 года. Огромную ценность представляет графическое наследие Луиджи Пелли. В изданной при поддержке фонда IN ARTIBUS книге опубликованы его архитектурные рисунки — Джорджо Моллизи опознал в этих набросках проекты Опекунского совета в Москве (архитектор Жилярди), жилой дом с дорическими колоннами (архитектор Григорьев, коллега Пелли и знаменитый ассистент Жилярди), а также фасад и чертежи Доменико Жилярди для Московского университета. И Энцо Пелли, и Джорджо Моллизи признают, что роль Луиджи Пелли в окружении Доменико Жилярди пока не вполне ясна.

О месте и роли швейцарца в архитектурном сообществе, занимавшемся реконструкцией Москвы в 1820-х годах, говорила и кандидат архитектуры Юлия Клименко, доцент кафедры истории архитектуры и градостроительства МАРХИ. Она отметила, что «на наших глазах появляются новые архитектурные герои, авторы московских произведений, которые так долго оставались безымянными». Попытки реконструировать достоверную историю строительства многих прекрасных сооружений Москвы и Подмосковья теперь возможны лишь при обнародовании материалов архитекторов, сохранившихся на их родине в семейных архивах. Именно это позволяет надеяться и ожидать многочисленные открытия, связанные с переатрибуцией серии известных памятников русской архитектуры. В заключение она выразила надежду на то, что уже в скором будущем имя Луиджи Пелли займет достойное место в архитектурной летописи Москвы XIX века в период восстановления нашего города после пожара 1812 года.

К выходу в свет книги «Дневник путешествия Луиджи Пелли, родом из Аранно, из Санкт-Петербурга в Лугано в 1829 году» приурочена выставка «Зимняя поездка. Winterreise», которую можно увидеть в выставочном пространстве фонда IN ARTIBUS (Пречистенская наб., д. 17) до 20 мая. Это проект современного архитектурного фотографа Юрия Пальмина, который повторил маршрут Луиджи Пелли в ХХI веке. Одну из работ этой серии — вид Castelgrande, Bellinzona, Ticino — Юрий Пальмин преподнес в подарок швейцарском послу Пьеру Хельгу.

Официальную часть презентации завершило выступление выдающегося пианиста и композитора Владимира Свердлова-Ашкенази.

Презентация прошла при поддержке известных компаний: швейцарской часовой марки Audemars Piguet, бренда эксклюзивных аксессуаров и сувениров Gourji, национального авиаперевозчика Швейцарии Swiss, роскошного отеля «St. Regis Москва Никольская», коньячного дома Courvoisier, проекта Molecule, специализирующегося на селективных ароматах, а также гольф- и поло-клуба «Целеево».

Просмотры: 3637
Популярные материалы
1
Министром культуры РФ назначена Ольга Любимова
Ранее она возглавляла департамент кинематографии Министерства культуры
21 января 2020
2
Рекорд Мединского: главное за восемь лет
В ожидании назначения нового кабинета министров вспоминаем о главных событиях в культуре, случившихся за рекордные восемь лет пребывания Владимира Мединского на посту министра культуры РФ.
17 января 2020
3
Южнокорейский бойз-бенд BTS запустил проект со звездами современного искусства
Connect, BTS охватит пять городов на четырех континентах и представит работы 22 художников, в том числе Энтони Гормли и Томаса Сараcено.
21 января 2020
4
Ушла из жизни Наталия Шередега
Заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталия Шередега умерла 17 января 2020 года, ей было 69 лет.
20 января 2020
5
Владимир Смирнов: «Уж дарить так дарить! Что я буду мелочиться перед Третьяковской галереей»
Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина подарил Третьяковке 100 работ современных российских художников. Их можно будет увидеть на выставке в апреле. Владимир Смирнов рассказал нам историю этого дара.
20 января 2020
6
Умерла Ольга Попова
Выдающийся российский специалист по византийскому искусству скончалась в возрасте 81 года
17 января 2020
7
Галерея Heritage выпустила книгу о советском дизайне 1920–1980-х годов
Кристина Краснянская и Александр Семенов в книге Soviet Design. From Constructivism to Modernism 1920–1980 сочетают теоретические блоки с описанием конкретных практик.
17 января 2020
8
Эксперты подтвердили подлинность найденной в стене картины Климта
«Женский портрет», похищенный из итальянского музея и обнаруженный спустя десятилетия в его стене, оказался настоящим.
20 января 2020
9
«Tайная вечеря» Плаутиллы Нелли навсегда поселилась в Санта-Мария Новелла
Доминиканская монахиня Нелли — одна из немногих женщин, которых Джорджо Вазари упоминает в своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
17 января 2020
10
Терминал C в «Шереметьево» выполнен в духе конструктивизма
Оформление международного терминала C московского аэропорта вдохновлено творчеством Владимира Татлина, Александра Родченко и Якова Чернихова
17 января 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru