The Art Newspaper Russia
Поиск

Три самые интересные выставки недели

Георгий Якулов. Кафе

Георгий Якулов. Кафе

Ретроспектива одной из самых заметных фигур в русском авангарде — Георгия Якулова — и проект классиков современного искусства Игоря Макаревича и Елены Елагиной в Третьяковской галерее, отечественные иллюстраторы детских книг в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Георгий Якулов (1884–1928), ярко блиставший на небосклоне русского искусства 1910–1920-х, был впоследствии незаслуженно почти забыт. А между тем не было тогда художника, который бы не ценил его за легкий нрав, талант собирать вокруг себя единомышленников и смелые эксперименты в живописи. Начинал Якулов с фовизма, экспериментируя с цветом, а после даже подвел под свои цветовые опыты теоретическую базу, назвав ее «теорией разноцветных солнц». Смысл сводился к тому, что в зависимости от цвета и интенсивности солнца возникают стилевые различия и в живописи. Считается, что именно Якулов вдохновил Робера и Соню Делоне на создание «орфизма», когда общался с ними в Париже в 1910-х годах. В 1920-е художника целиком захватил театр, в этот период он тесно сотрудничал с Всеволодом Мейерхольдом и Александром Таировым, оформив 26 спектаклей, многие из которых стали классикой сценографии, например «Принцесса Брамбилла» или «Жирофле-Жирофля». Последней его работой стал балет «Стальной скок» на музыку Сергея Прокофьева для антрепризы Сергея Дягилева в 1927 году. Для выставки «Георгий Якулов. Мастер разноцветных солнц» отобрано более 100 произведений из собраний Государственной Третьяковской галереи, Национальной галереи Армении в Ереване и других музеев. До 19 июля.


Выставлять современное искусство среди музейных произведений — довольно смелый ход со всегда неожиданным результатом. У известных отечественных художников Игоря Макаревича и Елены Елагиной уже был подобный опыт. Несколько лет назад их концептуалистские работы были выставлены в Музее истории искусств в Вене среди произведений старых мастеров — полотен Брейгеля, Кранаха, Грюневальда и Альтдорфера. Теперь их объекты разместились в залах соцреализма Третьяковской галереи рядом со знакомыми всем с детства полотнами «Лед прошел» (1945) Сергея Герасимова, «Сенокос» (1945) и «Весна» (1954) Аркадия Пластова, «Стакан молока» (1984) Гелия Коржева, «Матери» (1960–1961) братьев Ткачевых. Таким образом кураторы выставки и художники предлагают зрителю не только сравнить и проанализировать язык традиционного и современного искусства, но и по-новому увидеть и оценить хрестоматийные произведения. Совсем не случайно и сама выставка называется «Макаревич — Елагина: анализ искусства». До 31 июля.


Выставка «Сказочники. Книжная графика Владимира Конашевича, Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина охватывает период с 1930-х, с наследия Владимира Конашевича (1888–1963), начинавшего свой путь в «Мире искусства» в 1920-е, иллюстратора практически всей детской литературной классики, в первую очередь произведений Корнея Чуковского и Сергея Михалкова, сказок Ханса Кристиана Андерсена и Шарля Перро. В экспозиции около 200 произведений с 1930-х по 1960-е годы замечательного мастера детской иллюстрации, в том числе впервые выставляемый «Атлас переливания крови» с иллюстрациями, созданными в военном 1943 году в блокадном Ленинграде. Второй, не менее значимый период в жанре книжной графики, представлен творчеством художников-нонконформистов, которые начали свое сотрудничество с издательствами «Детская литература» и «Малыш» в конце 1950-х. Они тоже давно уже признанные классики детской иллюстрации, каждый со своим легко узнаваемым стилем: отточено-виртуозным у Ильи Кабакова, динамичным и полным юмора у творческого тандема Эрика Булатова и Олега Васильева, таинственно-сюрреальным у Виктора Пивоварова. С 25 апреля по 28 июня.

Просмотры: 2725
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
6
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
9
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
10
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru