The Art Newspaper Russia
Поиск

Гуманитарные исследователи не могут найти русскому медведю культурную берлогу

COURTESY НОВОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

COURTESY НОВОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Несколько лет тому назад был модным на бескрайних просторах Рунета «Превед, медвед!». И вот наконец «русский медведь» стал поводом для сборника статей, опубликованных как научное приложение к «Новому литературному обозрению».

Первая часть книги — про «медведей вообще». Она растекается от библейских коннотаций до «культа медведей в верованиях крестьян Сибири» и уже с самого начала вызывает легкое недоумение, потому что к современному образу «русского медведя» все эти материалы относятся косвенно. С тем же успехом можно было публиковать в сборнике статьи про биологические механизмы защиты детенышей у медвежьих.

Вторая часть относится к «исследованиям медиа», хотя составители нигде не формулируют таким образом свою задачу. Что странно, потому что у этой науки есть свой предмет, свои задачи, свои методы и свои центры изучения. Этот раздел больше всех остальных; там показано, как развивался образ медведя в новой независимой Латвии, как он выглядел в норвежской прессе ХХI века или изображался в немецкой карикатуре между двумя мировыми войнами. По сути эта, главная, часть книги читается как сборник трудов с одной научной конференции. Слабое место большинства статей — источники. Также симптоматично, что редакторы не разделяют визуальные образы и словесные. И там, где дело доходит наконец до современного искусства (третий раздел), это играет свою роковую роль. Медведь в постсоветском искусстве не последний герой. «Семантике и прагматике образа» посвящена заметка Людмилы Кривцовой. И тут я сталкиваюсь с любопытным феноменом, который мне хорошо известен как преподавателю. Он называется «вики-знание», и для него характерны следующие черты. Первая — основным источником информации в век «вики-знания» является Интернет, и большинство ссылок в этой статье ведет к сайтам. Вторая — у «вики-критиков» отсутствует иерархия: для них существует одно бескрайнее информационное поле, из которого вываливаются знания, и неважно, идет ли речь о «жежешке» uborshizza или журнале «Эксперт», галерейном сайте или портале Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Все эти источники представляются как равно информированные, так и равноценные. В-третьих, полностью отсутствует не только критика источников, но и простое понимание того, чем источник отличается от литературы, а образ — от его интерпретаций. В результате ценность исследования полностью нивелируется благодаря ничтожности методологии.

Третий раздел книги в потенциале самый интересный. Он посвящен «проблемам функционирования медведя в качестве национального символа в сегодняшней России». Вот где нашлось бы место и для исследования символики «Единой России», и для анализа мема «Превед, медвед!», но… ни того, ни другого мы в книге не найдем. Острые углы сглажены, самые важные проблемы обойдены, и на выходе мы получаем маркетинговый анализ, социологический опрос, киноведческое исследование и околоискусствоведческую статью. Единственное, что более-менее любопытно, — это выделение «медвежьих» черт в репрезентации Бориса Ельцина. Но… начинаем искать поле исследования, и находим его... опять же в Интернете. И тут, среди цитат, речь американского сановника Строуба Тэлботта переплетается с дискуссией на сайте журнала «Русский переплет». По сути, разговор идет об образе Бориса-медведя, каким он выпрыгивает из «поисковика». При этом «поисковик» для авторов представляет собой некую реальность. Это не Google, не «Яндекс» и не иные отдельные поисковые системы — это мир вообще. То есть критика Интернета как медиа и анализ его манипулятивных механизмов при таком подходе отсутствуют. Это можно назвать наивным восприятием медиа.

По ведомству какой науки проходит этот сборник? «История, семиотика, политика» — гласит подзаголовок. При этом историческое исследование в книге одно — замечательная статья Евгения Пчелова по старинной русской геральдике, но она — из совершенно другого контекстного ряда. Может быть, под «политикой» составители имели в виду «политологию», но уже чтение вступительной статьи заставляет заподозрить, что ее авторы не являются специалистами в этой области (они, например, считают Норвегию «преимущественно нейтральной» страной, хотя Норвегия — один из членов-основателей НАТО, так меня в средней школе учили). Тема-то интересна, но исследования нет.

Есть такое мнение, что существует «гуманитарная наука». Мнение это ничем, кроме смутных догадок, не подкреплено. Потому что у каждой из отдельных наук есть и своя методология, и своя область применения. Но у «гуманитарной науки вообще» нет ни того, ни другого. И «русский медведь», перебегая от социолога к этнографу, от фольклориста к исследователю медиа, теряет свою берлогу.

Просмотры: 1388
Популярные материалы
1
Елена Гагарина: «Cейчас музеям неинтересно делать просто красивые выставки»
Сегодня Елена Гагарина, возглавляющая Музеи Кремля уже 18 лет, отмечает юбилей. Она рассказала нам, что с переездом в здание Средних торговых рядов на Красной площади наконец сможет осуществить давно задуманные проекты.
17 апреля 2019
2
В Манеже Малого Эрмитажа оживут боги, люди и герои Помпей
Масштабный проект Эрмитажа, Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей включает в себя более 200 шедевров античного искусства, в том числе из «помпеянского» собрания музея.
17 апреля 2019
3
Видеоарт о коллективном бессознательном
Международный фестиваль видеоарта «Сейчас&Потом» изменил формат: теперь сам конкурс будет проводиться раз в два года, а в промежутке будут показывать новые работы участников прошлых лет.
17 апреля 2019
4
Пожар в Нотр-Дам-де-Пари как повод к единению
Еще не было до конца потушено пламя в соборе Нотр-Дам-де-Пари, как начался сбор средств на восстановление одного из символов Парижа и мировой культуры. Пожертвования уже исчисляются сотнями миллионов евро.
16 апреля 2019
5
Российская ярмарка антиквариата и современного искусства открывается в Манеже
Второй выпуск RA&AF — это гибрид Российского антикварного салона и ярмарки «Арт Москва».
16 апреля 2019
6
Картины Рогинского поделили не в пользу его вдовы
Хамовнический районный суд Москвы удовлетворил требования стороны истцов по делу о разделе наследия художника Михаила Рогинского.
17 апреля 2019
7
Спасенные реликвии из собора Парижской Богоматери отправят в Лувр
В числе спасенных артефактов — терновый венец Христа и туника Людовика Святого. Как только появится возможность, уцелевшие картины снимут со стен собора для реставрации.
17 апреля 2019
8
Марк Ротко в созвучии с Моцартом и Вермеером
Музей истории искусств в Вене впервые представляет в Австрии ретроспективу великого американского художника Марка Ротко.
17 апреля 2019
9
€1 млрд за два дня: пожертвования на восстановление Нотр-Дам-де-Пари продолжают поступать
В первые же дни после пожара запущено несколько кампаний по сбору средств — на данный момент удалось собрать уже более €1 млрд. Тем временем премьер Франции объявил международный архитектурный конкурс на строительство нового шпиля собора.
18 апреля 2019
10
Хоакин Соролья — испанец, гнавшийся за солнечным светом
В Национальной галерее в Лондоне показывают одного из самых быстрых и ярких художников в мире.
22 апреля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru