18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Гуманитарные исследователи не могут найти русскому медведю культурную берлогу

Несколько лет тому назад был модным на бескрайних просторах Рунета «Превед, медвед!». И вот наконец «русский медведь» стал поводом для сборника статей, опубликованных как научное приложение к «Новому литературному обозрению».

Первая часть книги — про «медведей вообще». Она растекается от библейских коннотаций до «культа медведей в верованиях крестьян Сибири» и уже с самого начала вызывает легкое недоумение, потому что к современному образу «русского медведя» все эти материалы относятся косвенно. С тем же успехом можно было публиковать в сборнике статьи про биологические механизмы защиты детенышей у медвежьих.

Вторая часть относится к «исследованиям медиа», хотя составители нигде не формулируют таким образом свою задачу. Что странно, потому что у этой науки есть свой предмет, свои задачи, свои методы и свои центры изучения. Этот раздел больше всех остальных; там показано, как развивался образ медведя в новой независимой Латвии, как он выглядел в норвежской прессе ХХI века или изображался в немецкой карикатуре между двумя мировыми войнами. По сути эта, главная, часть книги читается как сборник трудов с одной научной конференции. Слабое место большинства статей — источники. Также симптоматично, что редакторы не разделяют визуальные образы и словесные. И там, где дело доходит наконец до современного искусства (третий раздел), это играет свою роковую роль. Медведь в постсоветском искусстве не последний герой. «Семантике и прагматике образа» посвящена заметка Людмилы Кривцовой. И тут я сталкиваюсь с любопытным феноменом, который мне хорошо известен как преподавателю. Он называется «вики-знание», и для него характерны следующие черты. Первая — основным источником информации в век «вики-знания» является Интернет, и большинство ссылок в этой статье ведет к сайтам. Вторая — у «вики-критиков» отсутствует иерархия: для них существует одно бескрайнее информационное поле, из которого вываливаются знания, и неважно, идет ли речь о «жежешке» uborshizza или журнале «Эксперт», галерейном сайте или портале Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Все эти источники представляются как равно информированные, так и равноценные. В-третьих, полностью отсутствует не только критика источников, но и простое понимание того, чем источник отличается от литературы, а образ — от его интерпретаций. В результате ценность исследования полностью нивелируется благодаря ничтожности методологии.

Третий раздел книги в потенциале самый интересный. Он посвящен «проблемам функционирования медведя в качестве национального символа в сегодняшней России». Вот где нашлось бы место и для исследования символики «Единой России», и для анализа мема «Превед, медвед!», но… ни того, ни другого мы в книге не найдем. Острые углы сглажены, самые важные проблемы обойдены, и на выходе мы получаем маркетинговый анализ, социологический опрос, киноведческое исследование и околоискусствоведческую статью. Единственное, что более-менее любопытно, — это выделение «медвежьих» черт в репрезентации Бориса Ельцина. Но… начинаем искать поле исследования, и находим его... опять же в Интернете. И тут, среди цитат, речь американского сановника Строуба Тэлботта переплетается с дискуссией на сайте журнала «Русский переплет». По сути, разговор идет об образе Бориса-медведя, каким он выпрыгивает из «поисковика». При этом «поисковик» для авторов представляет собой некую реальность. Это не Google, не «Яндекс» и не иные отдельные поисковые системы — это мир вообще. То есть критика Интернета как медиа и анализ его манипулятивных механизмов при таком подходе отсутствуют. Это можно назвать наивным восприятием медиа.

По ведомству какой науки проходит этот сборник? «История, семиотика, политика» — гласит подзаголовок. При этом историческое исследование в книге одно — замечательная статья Евгения Пчелова по старинной русской геральдике, но она — из совершенно другого контекстного ряда. Может быть, под «политикой» составители имели в виду «политологию», но уже чтение вступительной статьи заставляет заподозрить, что ее авторы не являются специалистами в этой области (они, например, считают Норвегию «преимущественно нейтральной» страной, хотя Норвегия — один из членов-основателей НАТО, так меня в средней школе учили). Тема-то интересна, но исследования нет.

Есть такое мнение, что существует «гуманитарная наука». Мнение это ничем, кроме смутных догадок, не подкреплено. Потому что у каждой из отдельных наук есть и своя методология, и своя область применения. Но у «гуманитарной науки вообще» нет ни того, ни другого. И «русский медведь», перебегая от социолога к этнографу, от фольклориста к исследователю медиа, теряет свою берлогу.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+