18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Опасные связи. Любовь, письма и непростые судьбы

№31
Материал из газеты

Переписка, картины, взгляды и личные взаимоотношения прерафаэлитов. Обзор новинок, посвященных сложной геоматерии чувств Эффи Грей, Джона Рёскина, Роберта Бейтмана, Джейн и Уильяма Моррис, экспериментировавших не только в искусстве, но и в повседневной жизни

Бедняжка Эффи Грей! Когда Джон Рёскин сообщил матери, что хочет жениться, грозная матрона не стала возражать, ибо невеста «сможет подняться до твоего уровня вскоре после того, как станет твоей женой… Если ты, конечно, не будешь вести себя очень уж неразумно». Богатая событиями жизнь Эффи породила массу слухов вокруг роковой брачной ночи и шести мрачных лет, последовавших потом. В большинстве версий она представляется несчастной жертвой черствого мужа и его родителей.

Однако Роберт Браунвелл в книге Брак как неудобство: Юфимия Чалмерс Грей и Джон Рёскин доказывает: запустение брачного ложа Рёскинов связано не с волосами на лобке, якобы пугавших Рёскина, но с желанием критика избавиться от жены, втянувшей его в фиктивные  отношения, дабы спасти финансовое положение своей семьи.

Более традиционных взглядов придерживается Сюзанн Фейдженс Купер, автор книги Effie Gray: the Passion Ate Lives of Effie Gray, Ruskin and Millais (Эффи Грей: бурные судьбы Эффи Грей, Рёскина и Милле), переиздание которой приурочено к выходу фильма, снятого по ее мотивам. Купер признает, что Эффи скорее восхищалась супругом, чем любила его. Эффи представлена здесь пострадавшей стороной — как женщина, решившаяся вырваться из своего положения и выйти замуж за Джона Эверетта Милле, от коего она впоследствии родит восьмерых детей.

Лейтмотивом новой книги о забытом прерафаэлите второго поколения также послужила тема преодоления стоящих на пути любви препятствий. Роберт Бейтман получил возможность жениться на любимой женщине только в 41 год, когда та овдовела. Это она изображена на портрете, украшающем обложку книги The Lost Pre-Raphaelite: the Secret Life & Loves of Robert Bateman (Потерянный прерафаэлит. Жизнь и любови Роберта Бейтмана) Найджела Дейли. Он реконструировал жизнь Бейтмана, извлекая из шкафа множество фамильных скелетов. Герой книги был членом группы художников «Поэзия без грамматики», выставлявшихся в галерее Дадли. Хотя большая часть произведений Бейтмана утеряна.

Воссоздать жизнь героини другой книги, Джейн Моррис, несколько проще, отчасти благодаря объемному тому ее переписки, изданному под заглавием The Collected Letters of Jane Morris (Собрание писем Джейн Моррис). Любовный треугольник, сложившийся между ней, Уильямом Моррисом и Данте Габриэлем Россетти, столь же знаменит, что и треугольник Эффи, Рёскина и Милле. Правда, письма, прочитать которые было бы интереснее всего, не сохранились: нет ни одного письма от Джейн к мужу и крайне мало писем от Джейн к Россетти, относящихся с пиковому периоду их отношений. В письмах, адресованных более позднему любовнику Уилфриду Скоуэну Бланту, мы видим уже зрелую даму. Задумчивое выражение лица Джейн на портретах авторства Россетти совпадает с меланхолией ее писем, но все же она далека от образа «молчаливой женщины», описанной Бернардом Шоу. Джейн наблюдательна, остроумна, у нее хороший слог. И хотя ее письма переполнены мелкими бытовыми подробностями, из них обнаруживается, например, что Джейн была страстной читательницей Александра Дюма.

Ее супруг Уильям находился в эпицентре самых радикальных эстетических споров того времени. Отголоски этих полемик прослеживаются в посвященной Моррису выставке Анархия и красота. Уильям Моррис и его наследие. 1860–1960 в Национальной портретной галерее, а также в сопровождающей ее одноименной книге Anarchy and Beauty: William Morris and his Legacy. 1860–1960. В ней основное внимание направлено на анализ и описание не жизни, но творчества Морриса, его значения как дизайнера, мыслителя и общественного активиста. 

Effie Gray: the Passion 1te Lives of Effie Gray, Ruskin and Millais. Suzanne Fa gence Cooper. Duck worth Over look. 276 с. £8,99 (твердая обложка). На английском языке

The Lost PreRaphaelite: the Secret Life & Loves of Robert Bateman. Nigel Daly. ‘Wilmington Square Books. 336 с. £25 (твердая обложка). На английском языке

Anarchy and Beauty: William Morris and his Legacy. 1860–1960. Fiona MacCarthy. National Portrait Gallery Publi cations. 184 с. £30 (твердая обложка). На английском языке

The Collected Letters of Jane Morris / Frank C. Sharon and Jan Marsh, eds. %e Boydell Press. 488 с. £100 (твердая обложка). На английском языке

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+