18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт-проект Cosmodreams Марины Федоровой

Ар-брют как бюджетная альтернатива современному искусству

№31
Материал из газеты

Ради американских коллекционеров парижский галерист Кристиан Берст переносит свою деятельность в Нью-Йорк, но настаивает, чтобы здесь играли по его правилам. Он считает, что «искусство аутсайдеров» и ар-брют — два совершенно разных направления в искусстве

Специализирующийся на ар-брют парижский дилер Кристиан Берст — один из новичков в Нью-Йорке: он открыл свою галерею на Ривингтон-стрит в Нижнем Ист-Сайде в самом конце 2014 года. Прессе он заявил, что отнюдь не собирается принимать участие в 24-й нью-йоркской ярмарке Outsider Art Fair, посвященной вроде бы профильному для его галереи искусству аутсайдеров. Причина в том, что Берст не считает то, чем занимается, «искусством аутсайдеров». Этот термин был введен искусствоведом и куратором Роджером Кардиналом, использовавшим его в названии своей книги 1972 года как английский эквивалент французского «ар-брют», но Берст считает такую формулировку неверной. Он полагает, что «искусство аутсайдеров» по смыслу ближе к «наивному искусству». «Сегодня так называют все, что не вписывается в рамки современного искусства. Это может быть и художник-самоучка, и профессиональный художник, в чьем творчестве присутствуют черты ар-брют», — говорит он. Сам Берст намерен строго придерживаться определения ар-брют, данного в 1945 году Жаном Дюбюффе: «Любые произведения — графика, живопись, вышивка, лепные или изваянные фигуры… носящие спонтанный и оригинальный характер, как можно менее связанные с традиционным искусством и культурными клише и созданные неизвестными либо чуждыми профессиональной художественной среде людьми».
В Париж Берст приехал из Страсбурга и создал там совместно с супругой сайт сhapitre.com, книжный онлайн-магазин, опередивший Amazon. Первую галерею он открыл в 2005 году на улице Шарантон в 12-м округе Парижа, затем переехал в Маре — парижский оплот галерей современного искусства. «Я был поражен тем, как мало художественный мир знает о моих художниках. Поэтому поставил перед собой цель сделать ар-брют повсеместно узнаваемым, ведь оно является последней и самой увлекательной terra incognita в искусстве», — говорит он. В Нью-Йорке, где галерее Берста оказывает поддержку его бизнес-партнер Дэниел Кляйн, парижский галерист хочет укрепить контакты между ар-брют и современным искусством и рассматривает возможность использования произведений современных художников, чье творчество созвучно его программе. Конечной целью является привлечение американских коллекционеров. После десяти лет дилерской практики Берст говорит: «Сегодня ар-брют представлено на Венецианской биеннале, в Центре Помпиду и в Музее современного искусства города Парижа, который в этом году посвятил целый зал Генри Дарджеру — при жизни малообщительному работнику чикагской больницы, чьи произведения принесли автору посмертную славу. Мы становимся свидетелями революции». Это подтверждается успехом, который снискала у критики выставка коллекции Брюно Дешарма в Maison Rouge в Париже, закрывшаяся 18 января. В декабре безымянная работа Дарджера, созданная в период между 1940 и 1960 годом, была продана на Christie’s в Париже за рекордную для этого художника сумму в €601,5 тыс. 

Самое читаемое:
1
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
2
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
3
Лучшие выставки 2026 года: от Чингисидов до сатурналий
Представляем самые интересные проекты 2026 года в российских музеях из тех, о которых уже известно
26.12.2025
Лучшие выставки 2026 года: от Чингисидов до сатурналий
4
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
5
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+