18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Война заслонила живопись

Выставка заняла два больших зала на верхнем этаже лондонской галереи Saatchi, на ней представлено почти три десятка произведений — живопись и скульптура — советских художников из собрания фонда Art Russe и серия агитационных британских плакатов эпохи Второй мировой войны. Если не обращать внимание на латинские буквы, эти плакаты не отличить от советских того же периода. О картинах того не скажешь — английский куратор проекта Энгус Хелдейн согласен с тем, что стилистических параллелей в советской и британской послевоенной живописи не замечено. Зато эмоциональных — достаточно. Почувствовать и понять мироощущение прошедших войну художников считает главной целью выставки основатель фонда Андрей Филатов. Все представленные мастера пережили войну: одни — на фронте, другие — в концлагерях, третьи — в тылу под бомбежками, — и это повод перевести оценку картин из эстетической плоскости в этическую. Потому что стилевого единства на выставке нет вовсе (тут и типичнейший соцреализм Александра Лактионова 1951 года, и мистический «суровый стиль» Игоря Обросова 1989–1990 годов, и экспрессионизм белорусского художника Мая Данцига 1969 года). Качественного единства — тоже: «Письмо с фронта» Александра Лактионова и «Опять двойка» Федора Решетникова  — это авторские довольно размашистые варианты знаменитых полотен, хранящихся в Государственной Третьяковской галерее. В отношении поздней живописи Гелия Коржева критерий технического качества отступает перед безумной тяжестью неизжитой вины, которой пропитаны работы: в 16 лет молодой художник рвался на фронт, его увезли в эвакуацию чуть ли не силой. Огромные полотна Мая Данцига просто пугают, в особенности «Партизанская баллада», где римская история о старце Кимоне, которого, спасая от голодной смерти, кормит грудью дочь, превращена в страшнейшее полотно с женщиной, кормящей грудью истощенного партизана, костлявые ступни которого занимают весь первый план картины, а задумчивая черная лошадь на втором плане напоминает, что от смерти не уйти.

Сакральность восприятия войны — это, по мнению специалиста Третьяковской галереи по русскому искусству второй половины XX века Натальи Александровой, российского куратора проекта, важное качество живописи советских художников эпохи 1960-х. «В устах этих художников, военных мальчиков, тема приобретает особое значение. Память о войне, в данном случае культурная, — это то, что может подчеркнуть общность народов, советского и британского. Важность послевоенной эпохи недостаточно оценена, — считает она, — потому что не смерть Сталина запустила оттепель и определила пути развития нашей страны на ближайшие полвека (смерть тирана не может стать причиной возрождения), а переживание войны».

Выставка в лондонской галерее Saatchi — первая зарубежная выставка о Великой Отечественной войне в нынешнем, юбилейном году, и задает нужный тон следующим проектам.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+