The Art Newspaper Russia
Поиск

Бывший московский антиквар Александр Хочинский задержан в США по требованию властей Польши

Александр Хочинский. Фото: The New York Times
Александр Хочинский. Фото: The New York Times

Польша требует экстрадиции Александра Хочинского, обвиняя его в незаконном владении польским имуществом — картиной художника Антуана Пэна «Девочка со щеглом», по мнению властей этой страны, некогда находившейся в коллекции музея в Познани.

Александр Хочинский, российский гражданин, проживающий на территории США, задержан по требованию польских властей, настаивающих на его экстрадиции. Польша обвиняет его в незаконном владении имуществом, подлежащим реституции, так как небольшое полотно художника XVIII века Антуана Пэна «Девочка со щеглом» (или «Девочка с голубем») до Второй мировой войны хранилось в музее в Познани, а потом пропало. Александру Хочинскому картина досталась по наследству от родителей и находилась в его семье более 60 лет; никаких свидетельств о том, как и когда она попала в семью, не сохранилось. Хотя подозрение в том, что полотно реституционное, у антиквара было — и он сам, как это ни смешно, сообщил об этом Польше.

Александр Хочинский — из самых первых московских антикваров, активно работавших в 1990–2000 годах; его салон «Богема» был широко известен. В 2009–2010 годах он заинтересовался историей полотна «Девочка со щеглом», выяснил, что оно предположительно происходит с территории Польши, и даже написал открытое письмо тогдашнему министру культуры Александру Авдееву, призывающее его обратить внимание на то, что Польша требует реституции картин (действительно, такое обращение по поводу полотен, вывезенных из Гданьска и хранящихся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, было), но в то же время отказывается от выплат по имуществу, реквизированному сначала в нацистский, а потом в советский период. А на такое имущество сам Хочинский мог бы претендовать: его мама родилась в польском Перемышле и владела там домом.

Антиквар сам сообщил об имеющейся у него картине представителям польского музея. Из Галереи европейского искусства в Познани в Москву приехал куратор Петр Михаловский, который, располагая довоенной черно-белой фотографией работы, сделал заключение о том, что «Девочка с щеглом» — это именно та, пропавшая из польского музея во время Второй мировой войны, картина. Несмотря на то, что на одном полотне есть подпись, на другом ее вроде бы не было, немного разнятся размеры, инвентарные номера музея отсутствуют (картина дублирована) и так далее. Польская сторона потребовала передачи произведения, отклонив любые варианты компенсации. А когда Александр Хочинский не ответил, начала его преследование и отправила в США (он к этому времени уже проживал в Нью-Йорке) требование о его аресте и экстрадиции.

Как рассказал TANR друг антиквара, арт-дилер и коллекционер Андрей Ружников, Александр Хочинский был арестован прямо у себя дома и отправлен в тюрьму. «Польская сторона основывает свои обвинения на крайне ненадежных доводах, — считает Андрей Ружников. — Полноценного исследования принадлежащего Хочинскому полотна никто не производил. Действия польских властей в данной ситуации идут вразрез со всеми принципами международного права, скорее напоминая методы гестапо и НКВД. Помимо прочего, требования Польши по самой своей сути абсурдны: как частное лицо Хочинский, по закону Российской Федерации, не вправе передать запрашиваемую картину за границу в обход российского Министерства культуры, вопрос о реституции может быть решен только на государственном уровне. Российскими же властями решения о передаче картины принято не было, этот вопрос никогда даже не поднимался».

Александр Хочинский был взят под стражу 26 февраля и находился в тюрьме. Вчера его выпустили с более чем жесткими условиями: ни он, ни его семья не могут покидать Нью-Йорк, залогом стало право собственности на квартиру.

Просмотры: 5753
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
12 новых музеев, куда стоит поехать и пойти
Политические и экономические перипетии не в силах отменить открытие музеев — представляем самые любопытные из тех, что появятся в мире совсем скоро.
22 января 2019
3
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
4
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
5
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
6
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
7
Цветы запоздалые
Почему полотна Клода Моне, посвященные именно кувшинкам и водяным лилиям, оказываются точкой сборки всего творчества художника, прошедшего беспрецедентно длинный путь от натурализма и импрессионизма до полноценной абстракции.
18 января 2019
8
Magnum Photos откроет в «Зарядье» экспериментальную лабораторию
Фотографы легендарного агентства сделают выставку с нуля — от создания экспонатов до развески — на глазах у зрителей
21 января 2019
9
Театр начинается… с музея
В названии альбома «100 + 10», который Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства издал к своей юбилейной выставке в Шереметевском дворце на Фонтанке, скрыта двойная игра цифр.
18 января 2019
10
Выставка «100% Италия. Сто лет шедевров» проходит на семи площадках Турина и в его окрестностях
Цель большого проекта — реабилитировать итальянское искусство ХХ века.
22 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru