18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бывший московский антиквар Александр Хочинский задержан в США по требованию властей Польши

Польша требует экстрадиции Александра Хочинского, обвиняя его в незаконном владении польским имуществом — картиной художника Антуана Пэна «Девочка со щеглом», по мнению властей этой страны, некогда находившейся в коллекции музея в Познани.

Александр Хочинский, российский гражданин, проживающий на территории США, задержан по требованию польских властей, настаивающих на его экстрадиции. Польша обвиняет его в незаконном владении имуществом, подлежащим реституции, так как небольшое полотно художника XVIII века Антуана Пэна «Девочка со щеглом» (или «Девочка с голубем») до Второй мировой войны хранилось в музее в Познани, а потом пропало. Александру Хочинскому картина досталась по наследству от родителей и находилась в его семье более 60 лет; никаких свидетельств о том, как и когда она попала в семью, не сохранилось. Хотя подозрение в том, что полотно реституционное, у антиквара было — и он сам, как это ни смешно, сообщил об этом Польше.

Александр Хочинский — из самых первых московских антикваров, активно работавших в 1990–2000 годах; его салон «Богема» был широко известен. В 2009–2010 годах он заинтересовался историей полотна «Девочка со щеглом», выяснил, что оно предположительно происходит с территории Польши, и даже написал открытое письмо тогдашнему министру культуры Александру Авдееву, призывающее его обратить внимание на то, что Польша требует реституции картин (действительно, такое обращение по поводу полотен, вывезенных из Гданьска и хранящихся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, было), но в то же время отказывается от выплат по имуществу, реквизированному сначала в нацистский, а потом в советский период. А на такое имущество сам Хочинский мог бы претендовать: его мама родилась в польском Перемышле и владела там домом.

Антиквар сам сообщил об имеющейся у него картине представителям польского музея. Из Галереи европейского искусства в Познани в Москву приехал куратор Петр Михаловский, который, располагая довоенной черно-белой фотографией работы, сделал заключение о том, что «Девочка с щеглом» — это именно та, пропавшая из польского музея во время Второй мировой войны, картина. Несмотря на то, что на одном полотне есть подпись, на другом ее вроде бы не было, немного разнятся размеры, инвентарные номера музея отсутствуют (картина дублирована) и так далее. Польская сторона потребовала передачи произведения, отклонив любые варианты компенсации. А когда Александр Хочинский не ответил, начала его преследование и отправила в США (он к этому времени уже проживал в Нью-Йорке) требование о его аресте и экстрадиции.

Как рассказал TANR друг антиквара, арт-дилер и коллекционер Андрей Ружников, Александр Хочинский был арестован прямо у себя дома и отправлен в тюрьму. «Польская сторона основывает свои обвинения на крайне ненадежных доводах, — считает Андрей Ружников. — Полноценного исследования принадлежащего Хочинскому полотна никто не производил. Действия польских властей в данной ситуации идут вразрез со всеми принципами международного права, скорее напоминая методы гестапо и НКВД. Помимо прочего, требования Польши по самой своей сути абсурдны: как частное лицо Хочинский, по закону Российской Федерации, не вправе передать запрашиваемую картину за границу в обход российского Министерства культуры, вопрос о реституции может быть решен только на государственном уровне. Российскими же властями решения о передаче картины принято не было, этот вопрос никогда даже не поднимался».

Александр Хочинский был взят под стражу 26 февраля и находился в тюрьме. Вчера его выпустили с более чем жесткими условиями: ни он, ни его семья не могут покидать Нью-Йорк, залогом стало право собственности на квартиру.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+