18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На выставке Валентина Серова в Русском музее будет все, кроме портретов

Велико искушение отметить выставкой 150-летие со дня рождения едва ли не самого знаменитого (при сильной конкуренции со стороны Ильи Репина) портретиста рубежа XIX–ХХ веков. Музей в качестве маркетингового хода создает ситуацию изъятия привычных серовских портретов — родственников, друзей, знакомых коронованных и знатных заказчиков. Хотя авторы статей в каталоге выставки Владимир Леняшин и Владимир Круглов признают, что этот прием носит искусственный характер. Зато он же позволяет отвлечься от Романовых, Юсуповых, Дервизов и так далее. И посмотреть на Серова, который как-то заметил: «Я не портретист. Я просто художник».

Эта простота вылилась примерно в 250 произведений из российских музеев, в основном графики. Заодно авторы выставки напоминают, что Серов, несмотря на определение Игоря Грабаря «последний великий портретист старого типа», был одним из самых «продвинутых» российских художников своего времени. В детстве общался с Рихардом Вагнером и Иваном Тургеневым, став известным — со Львом Толс­тым, Антоном Чеховым и молодым Анри Матиссом. В годы активной творческой карьеры Серов успел объездить буквально всю Европу от Северной Норвегии до Мадрида. Слушал вагнеровские оперы на Байройтском фестивале. Картинами и лично участвовал во Всемирной выставке 1900 года и дягилевских «Русских сезонах» в Париже. Написал автопортрет для галереи Уффици во Флоренции. Чтобы потом вернуться на дачу на Карельском перешейке рядом с фортом Ино и снова взяться за работу: «Ну это, пожалуй, невозможно. А попробовать — попробуем». И остался традиционалистом, закончив жизнь мизантропическим автошаржем Скучный Серов.

Океан серовской живописи и графики выставка делит на моря: шаржи, исторические сюжеты, пейзажи, штудии, анималистика. Шарж Луба Бакст — похожая на панка Любовь Бакст, жена известного мирискусника. Игоря Грабаря, первого биографа художника, карандаш Серова превращает в смешную утку. Рядом с хрестоматийными — эскизом занавеса Выезд на охоту для спектакля дягилевских «Сезонов» Шахерезада; Петром I; По­хи­щением Европы; Купанием лошади; В деревне с бабой в «дубленке» и красном платке, которая коня на скаку остановит, — малоизвестная акварель на голубой бумаге Город ночью и штудия Речной бог Илисс. Последний рисунок был сделан Серовым со слепка (недавно в Эрмитаже гостил греческий оригинал из Британского музея).

Впервые выставлен и гигантский (5,5´7 м) холст Серова и Коровина Хождение Христа по водам 1890 года — панно для церкви Косьмы и Дамиана при мануфактуре Третьякова — Коншина в Костроме. Главная фигура Христа здесь создана Серовым. И все же заросшие пруды, натурщицы, львы и лошади меркнут перед серовскими портретами. Что и требовалось доказать. 

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+