The Art Newspaper Russia
Поиск

Десятки тысяч долларов за советскую живопись уже привычны, а классики тянут на сотни тысяч

COURTESY ИРРИ

COURTESY ИРРИ

За годы существования советской художественной системы в СССР создавалось огромное количество живописных работ, отвечавших идеологическим установкам того времени. Госзаказ на создание произведений искусства для нужд советских организаций, закупки в фонды музеев и союзов художников — все это давало советским авторам, вписанным в систему, определенные гарантии продаж их работ в соответствии с установленными расценками. В начале 1990-х годов, когда централизованные госзакупки прекратились, на российском рынке произведений соцреализма был товар, но не было покупателей. Отсутствие средств у основной части населения, общая психологическая усталость от всего, что связано с советской идеологией, привели к тому, что покупателями произведений соцреализма стали по преимуществу иностранцы, работавшие в России, туристы или профессиональные арт-дилеры. В частности, в то время значительные приобретения сделал американец Реймонд Джонсон, впоследствии основавший в Миннеаполисе Музей русского искусства и сегодня с успехом выставляющий свои давние приобретения на международные торги.

По воспоминаниям Леонида Шишкина, в 1992 году, когда средняя зарплата в России составляла около $30, художникам при закупке картин платили $10–15 (московские цены и цены на работы известных мастеров были выше). Стоимость этих же картин в европейских галереях составляла тысячи долларов. В течение 1990-х годов большинство отечественных покупателей продолжали отдавать предпочтение классическому русскому искусству. Принципиально ситуация стала меняться только в 2000-х, когда ушли в прошлое последствия кризиса 1998 года, финансовые возможности покупателей восстановились и даже увеличились, проза советской жизни постепенно забывалась и образ СССР подернулся романтической дымкой. Одновременно окрепло понимание того, что соцреализм — это не просто диковинная резервация от искусства, в которой советский народ под руководством мудрых вождей совершает трудовые подвиги на пути к светлому будущему.

Руководитель галереи и аукционного дома «Совком» Юрий Тюхтин (галерея открыта в 2002 году, аукционы стали проводиться с 2004 года) говорит, что работы таких авторов, как Пименов, Дейнека, Герасимов, Самохвалов, ценились всегда; к тому же, после всплеска интереса к хрестоматийному соцреализму у покупателей сформировался стабильный спрос на реалистическую живопись высокого качества.

На 2004–2008 годы пришелся расцвет русского рынка соцреализма, которые в те годы были представлены не только в галереях и на стендах участников антикварных салонов в Центральном доме художника, но и на аукционах, которые проводили галерея Леонида Шишкина, «Совком», «Русская галерея искусств», «Арт-Союз».

Директор Российского антикварного салона Наталья Корень рассказывает, что в 2004 году после консультаций с руководителями галерей «Ковчег» и «Форма», с Леонидом Шишкиным, Юрием Тюхтиным и Ильдаром Галеевым была создана ярмарка «Полвека советского искусства», в которой ежегодно принимало участие около 40 галерей, специализирующихся на работе с произведениями соцреализма. Ценовая ситуация 1990-х годов, когда искусство соцреализма за рубежом стоило дороже, чем в России, развернулась на 180 градусов. Ценник в десятки тысяч долларов за работу автора советской реалистической живописи стал рядовым явлением, а стоимость работ классиков достигала сотен тысяч долларов. Приобретение произведений Дмитрия Налбандяна, Бориса Иогансона, Аркадий Пластова, Александра Лактионова, чьи работы можно было увидеть в учебнике «Родная речь», стало рассматриваться как удачная инвестиция. Полотна, вывезенные на Запад лет 10–15 назад, все чаще предлагались русским клиентам. Сформировались и стали известны новые крупные коллекции произведений советских художников, такие как собрания Алексея Ананьева и Андрея Филатова. В 2008 году знаменитая коллекция реалистического искусства владельца сети магазинов «Арбат-Престиж» Виктора Некрасова исчезла из публичного поля зрения по обстоятельствам, не связанным с функционированием арт-рынка. Ее судьба до сих пор неизвестна.

По оценке Петра Козорезенко, руководителя галереи «Арт-Коминтерн», кризис 2008 года серьезно изменил этот сегмент российского антикварного рынка: с рынка ушли покупатели, готовые платить значительные суммы за средние по качеству работы. Значительная часть лучших работ именитых мастеров осела в новых коллекциях, хозяева которых не спешат с ними расставаться.

Повальное увлечение искусством соцреализма и перегретый рынок середины 2000-хостались в прошлом. На сегодняшнем рынке (несмотря на появление китайских покупателей, которых работы советских классиков интересуют не только в силу идеологической близости, но и как произведения наставников популярных китайских художников) ситуация предсказуема: люди готовы платить серьезные цены за высококачественные вещи и первые имена. 

Просмотры: 3722
Популярные материалы
1
«Голубые фишки», новые старые авторы и тортик нужного размера: аукционы искусства ХХ века в Нью-Йорке
Посещение в Нью-Йорке предаукционных показов импрессионистов и мастеров современного искусства — событие из разряда «и хочется, и колется, а цензор внутри сидит да понукает». Рассказывает Ильдар Галеев.
08 ноября 2019
2
Русскую живопись о Великой Отечественной войне представили в Манеже
Ретроспектива отечественного искусства на тему войны начинается с Лентулова и завершается Виноградовым & Дубосарским
06 ноября 2019
3
Christie’s в Москве: Фешин, Рерих, Айвазовский
Аукционный дом Christie’s показывает в Москве топ-лоты аукциона русского искусства, который пройдет в Лондоне 25 ноября.
08 ноября 2019
4
Картины из ИРРИ нашлись в Подмосковье
Работы Георгия Нисского, Исаака Бродского, Александра Дейнеки и других авторов, вывезенные из основанного Алексеем Ананьевым Института русского реалистического искусства вопреки судебному запрету, обнаружены на складе в Домодедове.
08 ноября 2019
5
MacDougall’s привез в Москву топ-лоты лондонских аукционов русского искусства
Аукционный дом празднует 15-летие выставкой в усадьбе Зубовых, где представлены произведения Наталии Гончаровой, Александра Самохвалова, Бориса Григорьева и других.
07 ноября 2019
6
Тереза Иароччи Мавика назначена комиссаром павильона России в Венеции в 2020–2021 годах
Предыдущий комиссар Семен Михайловский досрочно покидает свой пост.
11 ноября 2019
7
Музей Леопольда в Вене заново открывает Рихарда Герстля
Художник, предшественник экспрессионистов Оскара Кокошки и Эгона Шиле, покончил с собой в 25. Его работы зрители впервые увидели спустя десятилетия.
06 ноября 2019
8
Ирина Могилатова: «Я воинствующий эстет»
Коллекционер и владелица галереи Mirra, открывшейся выставкой классика итальянского дизайна Джо Понти в собственном пространстве на Спиридоновке, рассказала, зачем собирает и продает предметы коллекционного дизайна середины ХХ века и не только.
06 ноября 2019
9
Питер де Хох выходит из тени своего конкурента
Поскольку работ де Хоха в Делфте не сохранилось, на выставку в Музее Принсенхоф привезли около 30 картин художника из других голландских и международных музеев.
07 ноября 2019
10
По завету Йоко Оно
Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о том, как арт-терапия, подобно медитации, помогает пережить ноябрьскую хандру.
06 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru