18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На обед с Караваджо и Уорхолом

Еда и искусство — две вещи настолько фундаментальные для итальянской культуры и для любого итальянца в отдельности, что выбрать, которая из них важнее, не всегда возможно. Кураторы выставки Еда в искусстве, решив избавить зрителей от мучительного выбора, собрали в экспозиции более 100 произведений художников XVII–XX веков, в которых еда — объект и восхищения, и тщательного изу­чения с точки зрения высокого искусства.

Как и ко всему, что связано у итальянцев с гастрономией, к подготовке выставки подошли со всей ответственностью: куратор Давиде Дотти постоянно консультировался с солидными международными специалистами в области питания. «Живопись всегда давала ученым массу интересных поводов для исследований, выходящих за пределы истории искусства. Например, изучая флорентийский портрет XVI–XVII веков, можно составить довольно точное представление о том, как менялась в это время флорентийская мода, — объясняет Дотти. — А наше сотрудничество со специалистами в области питания позволило проанализировать с научной точки зрения любимые художниками XVII–XVIII веков гастрономические сюжеты — продуктовые рынки, кухни, столы, уставленные разнообразными яствами. Пока мы готовили выставку, нам удалось разобраться в кулинарных традициях и гастрономических предпочтениях итальянцев в разные эпохи. И даже обнаружить продукты и блюда, полностью исчезнувшие из нашей жизни, и вкус их сегодня трудно представить».

Речь идет, например, о «казатьелло», традиционном лакомстве неаполитанцев в XVII веке: это круглый пирог из хлеба, начиненный сыром, салом, шкварками и колбасами, запеченный в дровяной печи. Рецепты «казатьелло» можно найти в некоторых старинных кулинарных книгах, а на выставке — на холсте неаполитанского художника Джузеппе Рекко, изобразившего его рядом с прошутто и разными сортами хлеба. Еще неаполитанцы любили изображать дары моря, как, например, дядя Джузеппе — Джован Баттиста Рекко, чей натюрморт с рыбами и омарами тоже включен в экспозицию. Героиней полотен неаполитанцев была и сладкая слоеная булочка «сфольятелла» с начинкой из рикотты.

Впрочем, впереди всех в гастрономической теме все же оказалась Ломбардия, где в конце XVI века появился первый в итальянском искусстве натюрморт — Блюдо с персиками Амброджо Фиджино, написанный примерно за пять лет до знаменитой Корзины с фруктами Караваджо.

Гастрономия разных областей Италии иногда даже позволяет определить происхождение того или иного полотна, считает Дотти. Так, художники из Тосканы и Эмилии чаще писали мясные изделия, сыры и разные сорта хлеба, ломбардцы — птицу и дичь, римляне — фрукты и овощи. Кроме картин старых мастеров на выставке представлены работы и художников ХХ века — и здесь состав участников интернациональный. Помимо итальянцев Пьеро Мандзони, Джорджо Де Кирико, Лучо Фонтаны, присутствуют также Рене Магритт, Рой Лихтенштейн, Энди Уорхол, Дэвид Лашапель. А завершает экспозицию эффектная инсталляция современной художницы Паолы Ниццоли, тоже, естественно, посвященная еде, — Пищевая пирамида.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+