The Art Newspaper Russia
Поиск

Главные герои торгов в феврале, как всегда, импрессионисты и модернисты

Популярность их традиционно очень высока и не обходится без очередных рекордов

Sotheby‘s, Анри Матисс. Одалиска в черном кресле.

Sotheby‘s, Анри Матисс. Одалиска в черном кресле.

Это одни из четырех больших торгов года в этом сегменте. Проходят они в Лондоне на площадках трех аукционных домов. Популярность их неизменно высока, проверена временем и музейными выставками, а ноябрьский аукцион импрессионизма Sotheby’s установил итоговый рекорд в $422,1 млн, став лучшим результатом одних торгов за почти 300-летнюю историю аукционного дома. Те торги возглавляла бронзовая Колесница Альберто Джакометти, проданная за $101 млн.

Главный топ-лот нынешнего аукциона Sotheby’s — роскошная и чувственная Одалиска в черном кресле Анри Матисса, которую сам он назвал «принцессой своих грез». Одалисок и наложниц восточного гарема воспел XIX век, Матисс же продолжил эту тему. Моделью для картины послужила принцесса Нези-Хамиде Чокат, правнучка султана Османской империи. Художник встретил ее в Ницце, куда она приехала с бабушкой после провозглашения в 1923 году Турецкой Республики и упразднения султаната. Сраженный ее красотой, Матисс выпросил у бабушки разрешение писать юную красавицу, как другой просил бы ее руки. Разрешение было получено, но сеансы в мастерской проходили в присутствии дуэньи, хотя художнику было уже за 70. Нези оставалась любимой моделью Матисса почти два года, пока не вышла замуж. В картине, написанной в январе 1942 года, есть все, за что любят художника, — цвет и орнамент, превращающие поверхность холста в пестрый ковер, плавность линий. Одалиска в черном кресле не в первый раз выходит на открытые торги: в июне 2004 года она стала топ-лотом Christie’s, нынешний владелец заплатил за нее £6,6 млн. Сегодняшняя оценка — £9–12 млн.

Торги Christie’s возглавляет Поль Сезанн. Его полотно Вид на Эстак и Виль-д’Иф впервые выходит на рынок, после того как в 1936 году его приобрел Самуэль Курто, фабрикант и меценат, владелец роскошного поместья в стиле ар-деко под Лондоном и один из основателей института истории искусств и художественной галереи. Эстак, живописную рыбацкую деревушку на берегу Марсельского залива, Сезанн облюбовал в середине 1870-х годов, фактически открыв Средиземноморье для художников, которые до этого, следуя за Моне, предпочитали Нормандию. За десять лет, пока Эстак не превратился в модный курорт, что крайне раздражало художника, он написал здесь два десятка пейзажей. Этот, исполненный в 1883–1884 годах, — один из самых импрессионистических, с вибрирующими мазками, легкий и воздушный (£8–12 млн). Также у Christie’sДве девушки Амедео Модильяни (£6–8 млн), редкий для художника двойной портрет (их известно пять, три уже хранятся в музеях), и бронзовая Венецианка V Альберто Джакометти (£6–8 млн). Серия из девяти скульптур, для которых позировала его жена Анетта, очень популярна у коллекционеров (одна есть в собрании Романа Абрамовича). Топ-лоты третьего участника, дома Bonhams — навеянный Сезанном пейзаж Хаима Сутина (£500–700 тыс.) и нежнейшая пастель Огюста Ренуара с обнаженной купальщицей (£800 тыс. — £1,2 млн). 

Просмотры: 3381
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
6
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
9
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
10
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru