The Art Newspaper Russia
Поиск

Три самые интересные выставки недели

Первая в России ретроспектива Пауля Клее из швейцарских собраний, классик ХХ века британский художник Фрэнсис Бэкон в Государственном Эрмитаже, выставка коллекции икон и церковной старины в Русском музее.

Пауль Клее (1879–1940) — одна из главных фигур в истории модернизма. Во всем мире его выставки всегда событие. Выставка же «Пауль Клее. Ни дня без линии» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина — событие вдвойне, учитывая тот факт, что это первая ретроспектива немецко-швейцарского художника в России. И произведений Клее в наших собраниях практически нет, если не считать трех великолепных графических работ мастера, две из которых — «Маски» и «Куколка» (обе 1923 года) — были приобретены в 1924 году с Первой всеобщей выставки немецкого искусства в Москве для Государственного музея нового западного искусства, откуда и попали затем в ГМИИ. Они включены и в нынешнюю экспозицию, составленную почти целиком из богатейших швейцарских собраний: Центра Пауля Клее в Берне, базельского Фонда Бейелера и ведущих музеев Швейцарии. Благодаря такой щедрости выставка дает уникальную возможность проследить весь путь художника от ранних «готических» гравюр и акварелей 1914 года до самых поздних трагических образов, созданных с предчувствием своей скорой кончины от неизлечимой болезни и надвигающейся катастрофы большой войны.


Почти одновременно в Государственном Эрмитаже открылась ретроспектива другого классика ХХ века — Фрэнсиса Бэкона, и тоже первая. Его очень характерная фигуративно-экспрессионистская живопись занимает самые почетные места в ведущих музеях мира и ставит семизначные рекорды на аукционах. На выставке — 30 произведений Бэкона из британских музеев. А поскольку ракурс проекта — «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого», то параллельно выставлены и произведения художников, оказавших на него сильное влияние. Здесь портреты Филиппа IV и графа-герцога Аливареса кисти Веласкеса из Эрмитажа, как и приехавший из британского собрания веласкесовский погрудный портрет папы Иннокентия Х, эрмитажные Ван Гог, Сезанн и Матисс, у которых Бэкон тоже учился. Не забыта даже скульптура: древнеегипетский Аменемхет III, «Скорчившийся мальчик», терракотовые «Вечер» и «День» Микеланджело, тоже из собрания Эрмитажа.


Выставка «Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее» впервые так широко представляет богатейшее музейное собрание икон, скульптуры и декоративно-прикладного церковного искусства. Впервые в одном пространстве можно увидеть собранные вместе уникальнейшие экспонаты, которыми по праву гордится Русский музей, такие как Корсунская лампада из новгородского Софийского собора, древнейший резной амвон из дерева, резные Царские врата, фигуры старцев из новгородских монастырей и многое другое. Основной костяк этой коллекции сформировался с 1897 по 1914 год. На выставке, приуроченной к 100-летию открытия древлехранилища Русского музея, предметы сгруппированы таким образом, чтобы можно было составить представление и об истории приобретений, в основном на государственные деньги, и о первых музейных экспозициях. Всего на выставке 600 экспонатов.

Просмотры: 3162
Популярные материалы
1
Марсель Дюшан: «Я хотел найти точку безразличия»
Мы публикуем на русском языке отрывки из уникального телевизионного интервью Марселя Дюшана, которое он дал ведущей Джоан Бейквелл в прямом эфире телеканала ВВС 5 июня 1968 года. Это было 50 лет назад, за несколько месяцев до кончины художника
13 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера
В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн.
13 июля 2018
5
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
6
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
7
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
8
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
9
Венецианская биеннале в 2019 году пройдет под знаком проклятия
Темой главной выставки стало псевдокитайское изречение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен».
16 июля 2018
10
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru