18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что покупают на антикварном рынке. Если покупают

Исследование публики и ее предпочтений на XXXVI Российском антикварном салоне. Круглый стол The Art Newspaper Russia. Тенденции и параллели

В России не проводится никаких исследований арт-рынка, хотя ему уже почти четверть века — смешная цифра, но, что поделать, российский арт-рынок родился вместе с перестройкой. В западных странах с их рынком, которому больше трех столетий, над этим работают специальные компании. Подсчитать оборот искусства в России невозможно по сей день, так как многие сделки никак не фиксируются. Но с чего-то надо начинать — и весной 2014 года по заказу самих антикваров, а именно Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, Государственный институт искусствознания провел опрос публики XXXVI Российского антикварного салона. Эту ярмарку уже два десятилетия справедливо считают зеркалом внутреннего российского арт-рынка. Зеркало кривоватое (как любая ярмарка, салон привлекает лишь определенный слой продавцов и покупателей), но единственно в наших условиях доступное. К моменту оглашения результатов исследования на осеннем салоне геополитические неприятности уже успели нарушить душевный и финансовый покой участников антикварного рынка. Тем не менее базовые характеристики посетителей Российского антикварного салона и их вкусы и потребности за полгода, очевидно, не изменились и дают интересный портрет рынка в целом.

Любопытно, что все выявленные тенденции подтверждаются и эмпирическими наблюдениями, и другими независимыми исследованиями, проведенными частными компаниями. Газета The Art Newspaper Russia в рамках программы I Московского международного форума «Культура. Взгляд в будущее» организовала круглый стол «Арт-рынок как способ популяризации искусства». В нем участвовали галеристы (занимающиеся и старым искусством, и современным), организаторы и представители аукционных домов (от интернет-аукциона Molotok.ru до монстра международного рынка Sotheby’s). Однако говорили, по сути, об одном и том же. Удивительно, но мы стали свидетелями того, как два сегмента российского арт-рынка — антиквариат и актуальное искусство, традиционно отвергавшие друг друга, обнаружили схожие проблемы и предлагают почти одинаковые пути их решения. Может быть, основные законы арт-рынка и правила работы с покупателями едины для всех?

Кто покупает

Публика у Антикварного салона своя, но застоя в ней не наблюдается: среди ответивших на вопросы анкеты выделяется группа посетителей, которые были на салоне три-пять раз (то есть последние два-три года), а около 30% респондентов пришли туда впервые. Основная масса посетителей оказалась полными сил людьми (от 26 до 55 лет), количество женщин в их числе преобладает — около 57,9% (что неудивительно, поскольку женщины в принципе активнее посещают выставочные мероприятия). Эти люди узнают о салоне «от знакомых» (49,3%) или в Интернете (15%). Остальные каналы информации им, судя по всему, малоинтересны — хороший повод для организаторов скорректировать свою рекламно-информационную стратегию. Три четверти посетителей выросли в семьях, где уже есть предметы антиквариата, и заранее настроены совершать покупки.

Получается, что на пороге российского антикварного рынка стоит поколение новых покупателей, у которых есть деньги и желание приобретать, но нет уверенности в себе и в правильности своего выбора. Им нужно помочь, поддержать и дать возможность совершить первые, «тренировочные», покупки, воспитывая привычку тратить деньги на произведения искусства. При этом 29,4% посетителей весеннего салона пришли с конкретной целью — «приобрести предметы антиквариата», 25,6% хотели «оценить конъюнктуру рынка», то есть прицениться, продать же предметы антиквариата собирались 13,2% респондентов.

Весной 18,7% опрошенных на момент заполнения анкеты уже совершили покупки на салоне, а 35,4% ответили, что планируют приобрести что-нибудь позже. Таким образом, более половины посетителей XXXVI Российского антикварного салона с большой долей вероятности совершили на салоне приобретения, и намного меньше людей — 38% — пришли на выставку, не планируя ничего покупать вообще.

К сожалению, именно эти цифры наверняка были бы иными, проводись опрос осенью 2014 года: все участники Антикварного салона отметили падение интереса к нему не только покупателей, но даже просто зрителей.

Почем покупают

Еще один показатель, который к осени мог измениться, — возможные затраты на приобретение антиквариата. Весной около 20% посетителей Антикварного салона были готовы расстаться с суммой до 10 тыс. руб., треть опрошенных (30,9%) могли потратить на покупки сумму в пределах 100 тыс. руб., каждый седьмой (14%) — от 100 тыс. до 1 млн руб. и 4,3% посетителей — свыше 1 млн руб. Причем останавливают потенциальных покупателей старого искусства не высокие цены или налоги, а недоверие к экспертизе.

Профессионалы, продающие любое искусство любым способом, все же сходятся на том, что нужно развивать именно недорогой сегмент рынка, поскольку покупатели, особенно молодые, которых нужно втягивать в рынок и приучать к покупкам, морально готовы начинать с невысоких цен.

Владимир Богданов, глава информационного портала Artinvestment.ru, определил верхнюю границу «эконом-класса» как 100 тыс. руб. и показал возможные в этом регистре покупки на российском рынке — от графики Анатолия Слепышева до рисунков Эрнста Неизвестного. Но эти «недорогие вещи», как заметила основатель ярмарки Cosmoscow Маргарита Пушкина, должны точно соответствовать термину «искусство», и антураж при покупке должен быть соответствующий: в очаровательном формате блошиного рынка, среди дамского рукоделия и бижутерии эти покупатели себя не видят. В России они скорее проявят себя в галереях актуального искусства или фотогалереях с прагматичной ценовой политикой, на третьем этаже Российского антикварного салона или на онлайн-торгах того же Artinvestment.ru.

Где покупают

Прямым следствием кризиса — и в экономике, и в сознании российских покупателей — также является смена приоритетов в выборе мест приобретения антиквариата. Согласно весеннему отчету, в России первая тройка — это «галереи, ярмарки, владельцы», а за рубежом — «ярмарки, галереи, аукционы». Однако тогда же, весной, когда российские аукционы стали только четвертыми по популярности, наблюдатели отметили рост активности аукционных домов и увеличение их числа. К осени эта тенденция проявилась еще ярче: притом что владельцы галерей отмечают почти полное падение спроса, аукционные дома продолжают успешно торговать и даже говорят о притоке новых покупателей. Вероятно, формат аукционов помогает избежать непосредственного контакта покупателя и продавца, что предполагает демонстрацию осведомленности в вопросах искусства и бывает дискомфортным для новичков. Кроме того, по мнению галеристов, которые одновременно проводят аукционы, как, например, владелец дома «Кабинетъ» Константин Журомский, уже выросло поколение покупателей, которые предпочитают совершать публичные сделки, фиксируя их налоговую составляющую. И еще — стартовые цены на аукционах обычно ниже, и в них не заложена традиционная, как повсюду в мире, «галерейная наценка».

К сожалению, в опросе на Антикварном салоне не было позиции для онлайн-ярмарок, а сейчас распространено мнение, что продажи искусства неуклонно перемещаются в Интернет. В России, например, онлайн-аукцион Molotok.ru неизменно наращивает обороты. Эту тенденцию перемещения покупателей в Сеть оспорил глава Sotheby’s по России и СНГ Михаил Каменский, уверенный, что дорогое искусство будут по-прежнему покупать только вживую. Впрочем, противоречия в этом нет: максимальный объем продаж аукциона Molotok.ru дают нумизматика и коллекционные предметы, а не живопись. На круглом столе TANR говорили и о том, что интерес к искусству и особенно его приобретение превратились сегодня в род интеллектуального приключения, а значит, продавцы должны придумывать новые маркетинговые ходы.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+