The Art Newspaper Russia
Поиск

Круговое депо перестало быть круговым. Глава РЖД не оценил редкий памятник железнодорожной архитектуры ХIХ века

Паровозное Круговое депо, возведенное в середине XIX столетия Константином Тоном, самый древний в России памятник железнодорожной архитектуры, который последние четыре года пытаются отстоять столичные градозащитники, начали активно сносить.

Официальная версия происходящего — необходимость прокладки на этом месте очередного скоростного пути — не выдерживает критики. Депо действительно стоит вдоль подъездных путей пригородных поездов Ленинградского вокзала, и пассажиры электричек могут видеть из-за забора верхушку изящного сооружения. Однако, как указывают активисты «Архнадзора», есть сомнение в необходимости нового строительства именно на этом месте. Хотя бы потому, что сначала руководство транспортной структуры постановило разобрать депо просто за ненадобностью. Когда же стараниями архитектурного сообщества, прежде всего Андрея Баталова (архитектора, историка церковного зодчества, заместителя генерального директора Музеев Московского Кремля и члена Федерального научно-методического совета по охране наследия Министерства культуры РФ), депо присвоили статус вновь выявленного объекта культурного наследия, глава РЖД попытался ввести всех в заблуждение. Вот цитата из блога Владимира Якунина (http://v-yakunin.livejournal.com/37372.html) от 21 ноября 2011 года: «…Здание Кругового депо является «новоделом», не имеющим культурной и исторической ценности. Но снести объект просто так мы не имеем права, поэтому ОАО «РЖД» ведет сейчас переговоры с Москомнаследием об исключении Кругового депо из реестра «объектов культурного наследия». Вот еще, оттуда же: «…Контур здания был демонтирован еще в 60-е годы прошлого века. <…> Ликвидированные конструктивные элементы привели к утрате архитектурного зодчества». Сохранив стиль и лексику блога, главе РЖД стоит возразить по сути. Во-первых, по закону выкидывать из реестра памятников можно только утраченные объекты, а наш объект пока скорее жив. В нем можно было бы устроить музей техники или российских железных дорог либо концертный зал, используя опыт других стран. Во-вторых, в отличие от храма Христа Спасителя, самой знаменитой постройки Тона, на месте которой стоит действительно новодел, Круговое депо — оригинал. Пусть даже с поздними наслоениями: в отсутствие паровозов в депо располагались ремонтные мастерские, и купол был давно утрачен. Лишнее можно было бы убрать, а купол — восстановить.Самые же ценные элементы конструкции — 22 паровозных стойла, служащие основанием арок и сводов, стояли вплоть до ночи с 30 на 31 мая сего года, пока девять из них не снесли.

Разрешение на уничтожение после недолгого сопротивления дал Департамент культурного наследия Правительства Москвы (хотя в акте государственной историкокультурной экспертизы проекта, на основании которого было выдано предписание департамента, указано, что «проект выполняется с нарушением предмета охраны» и противоречит действующему законодательству). В любом случае предписание Мосгорнаследия уже оспорено. Замоскворецкий суд столицы постановил приостановить работы по демонтажу «девяти паровозных стойл выявленного объекта культурного наследия «Круговое депо Николаевской железной дороги, 1846–1851 гг., архитекторы К. А. Тон, Р. А. Желязевич…» Случилось это как раз 3 июня, когда Круговое депо перестало быть круговым.

Просмотры: 1672
Популярные материалы
1
Эдвард Мунк: нервный гений или успешный профессионал?
Выставка в Третьяковской галерее представляет все этапы творческого пути норвежского художника, классика европейского модернизма.
15 апреля 2019
2
Елена Гагарина: «Cейчас музеям неинтересно делать просто красивые выставки»
Сегодня Елена Гагарина, возглавляющая Музеи Кремля уже 18 лет, отмечает юбилей. Она рассказала нам, что с переездом в здание Средних торговых рядов на Красной площади наконец сможет осуществить давно задуманные проекты.
17 апреля 2019
3
Во Флоренцию и Милан по следам Леонардо
К 500-летней годовщине смерти Леонардо да Винчи на его родине пройдет большая выставочная программа, рассказывающая не только о мастере, но и о его предшественниках и последователях.
15 апреля 2019
4
Видеоарт о коллективном бессознательном
Международный фестиваль видеоарта «Сейчас&Потом» изменил формат: теперь сам конкурс будет проводиться раз в два года, а в промежутке будут показывать новые работы участников прошлых лет.
17 апреля 2019
5
Пожар в Нотр-Дам-де-Пари как повод к единению
Еще не было до конца потушено пламя в соборе Нотр-Дам-де-Пари, как начался сбор средств на восстановление одного из символов Парижа и мировой культуры. Пожертвования уже исчисляются сотнями миллионов евро.
16 апреля 2019
6
Нужен ли Tinder для коллекционеров?
Галеристы, арт-дилеры и кураторы коллекций сходятся во мнении, что успешные продажи на арт-рынке теперь напрямую зависят от того, насколько учитываются мнение и вкусы широкой публики.
15 апреля 2019
7
Российская ярмарка антиквариата и современного искусства открывается в Манеже
Второй выпуск RA&AF — это гибрид Российского антикварного салона и ярмарки «Арт Москва».
16 апреля 2019
8
В Манеже Малого Эрмитажа оживут боги, люди и герои Помпей
Масштабный проект Эрмитажа, Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей включает в себя более 200 шедевров античного искусства, в том числе из «помпеянского» собрания музея.
17 апреля 2019
9
Спасенные реликвии из собора Парижской Богоматери отправят в Лувр
В числе спасенных артефактов — терновый венец Христа и туника Людовика Святого. Как только появится возможность, уцелевшие картины снимут со стен собора для реставрации.
17 апреля 2019
10
Картины Рогинского поделили не в пользу его вдовы
Хамовнический районный суд Москвы удовлетворил требования стороны истцов по делу о разделе наследия художника Михаила Рогинского.
17 апреля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru