The Art Newspaper Russia
Поиск

Пауль Клее. Художник, который играл в куклы всерьез

Ретроспектива классика модернизма в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Первая в России

Пауль Клее. Красный мост

Пауль Клее. Красный мост

Это первая в России выставка Клее и такая масштабная: около 130 произведений живописи и графики из Центра Пауля Клее в Берне, Фонда Бейелера в Базеле, ведущих музеев Цюриха и Берна. Будут там и три графические работы Клее из собрания ГМИИ — Маски, Куколка (обе 1923 года) и Парижская комета 1917 года. Как они там оказались — отдельная история. Первые две были приобретены в 1924 году для Государственного музея нового западного искусства с Первой всеобщей выставки немецкого искусства в Москве. «В 1920-е годы наши отечественные искусствоведы были в авангарде мировых тенденций. Советская Россия, возможно, стала первой в мире страной, где произведения Клее вошли в государственные музейные собрания», — говорит российский куратор выставки Алексей Петухов. А Парижскую комету музей приобрел у частного лица в конце 1970-х.

Живопись и графику отбирала для московской выставки швейцарский куратор Фабьенн Эггльхёфер, и экспозиция охватывает всего Клее: от ранних мрачно-романтических гравюр и тунисских акварелей 1914 года до последних вещей, таких как О, эти слухи! (1939) или Пленник (1940). Экспозиция начинается с детских рисунков: известно, что Клее относился к ним со всей серьезностью, включив даже в каталог своих работ, который составлял всю жизнь.
Дальше — поиски собственного стиля, не прекращавшиеся никогда, начиная со времени учебы в мюнхенской Академии художеств, увлечения Блейком, Бердслеем, Гойей и Ван Гогом. Затем — сближение с художниками «Синего всадника», поездки в Париж в 1912‑м, встречи с Пикассо, Аполлинером, Делоне и серьезный интерес к цвету и композиции. В этом же разделе — перчаточные куклы Клее. Он стал их делать, чтобы разыгрывать спектакли для сына Феликса. «Маски и куклы для Клее были способом саморефлексии. «Я — творец», «я — мыслитель», и вот я в конце жизни — распадающаяся кукла на шарнирах», — говорит Петухов.

Будут и фотографии мастерской Клее, а также артефакты оттуда: чашечки, кисти, палочки для размешивания красок. «Этими фотографиями и предметами, которые Клее одушевлял, называл именами, мы попробуем воссоздать атмосферу его мастерской. Он считал ее сакральным местом», — объясняет Петухов. Отдельно будет раскрыта тема абстракции. К ней Клее пришел в Тунисе, где осознал, что наконец нашел себя: «Вот он, момент счастья: я и цвет едины, я — художник». И вновь он возвращается к теме абстракции в связи с Первой мировой, где погибают его друзья Август Маке и Франц Марк: «Чем более пугающим становится мир (как сейчас), тем больше искусство тяготеет к абстракции, счастливый же мир тянется к земле».

Годы, когда Клее преподавал в Баухаусе (1921–1931), представлены его трактатами-таблицами о схожести формообразования в искусстве и природе, цветовыми схемами и гербариями. «Это такие же картины и рисунки, только сложенные из реальных природных фрагментов. — говорит Петухов. — Они очень хрупкие, и тем не менее их привезут из Центра Пауля Клее».

И завершит экспозицию последний период жизни Клее — с 1933 года, когда к власти пришли нацисты.Он вынужден был оставить преподавание в Дюссельдорфской академии художеств и уехать в Берн, написав другу: «Я возвращаюсь. В Германии для меня больше нет места». В эти годы, несмотря на смертельную болезнь, Клее очень много работал, создав свои самые пронзительные вещи. «Это сотни графических листов в спонтанной манере с огрубленной линией, где Клее обращается к темам насилия и смерти, — рассказывает Алексей Петухов. — В них меньше рефлексии и больше эмоций». Именно эти последние работы вернут зрителя к названию выставки — Ни дня без линии — цитаты из Плиния, которой Клее подписал свой рисунок в 1938 году, ровно за два года до кончины.

Материалы по теме
Просмотры: 7888
Популярные материалы
1
Поцелуй в истории искусства
Страстные и мифологические, растиражированные и непристойные, однополые и даже патриотические — смотрите нашу подборку самых известных (и не очень) арт-поцелуев ко Дню всех влюбленных.
14 февраля 2018
2
Шедевры Густава Климта стали доступнее
В венском Музее истории искусств вновь установили «Лестницу к Климту», а в шкафу бывшего музейного секретаря нашли его считавшийся утраченным рисунок.
16 февраля 2018
3
Те же, но в Манеже: репортаж с ярмарки Russian Art & Antique Fair
Сегодня в московском Манеже открывается ярмарка классического и современного искусства RAAF (13–18 февраля). В матче между классиками и современниками счет пока в пользу классиков.
13 февраля 2018
4
Умер Александр Шаталов
Телеведущая и писательница Светлана Конеген и директор музея-заповедника Василия Поленова Наталья Поленова вспоминают о своем друге поэте и издателе Александре Шаталове.
16 февраля 2018
5
Дэвид Хокни написал свою историю искусства
Издательство «Ад Маргинем Пресс» в рамках совместной программы с МСИ «Гараж» выпустило книгу «История картин: от пещеры до компьютерного экрана», в которой знаменитый художник беседует с историком искусства и писателем Мартином Гейфордом.
16 февраля 2018
6
В Лондоне завершается нашумевшая выставка Red Star Over Russia
Экспозиция в Тейт Модерн показывает визуальную культуру России первой половины XX века — образ бурной эпохи, созданный несколькими поколениями художников, графических дизайнеров и фотографов.
12 февраля 2018
7
Безумные сказки о русской жизни Рината Волигамси
Первая музейная ретроспектива художника из Уфы откроется 14 февраля в Московском музее современного искусства.
12 февраля 2018
8
«Мадонна во славе» вернулась в Эрмитаж
Музей завершил многолетнюю реставрацию одного из шедевров Россо Фьорентино — «Мадонны во славе».
15 февраля 2018
9
Русский музей покажет галерею портретов Екатерины II
Более 500 произведений с изображением императрицы, в том числе около 20 портретов, объединены в выставку из музейной серии «Сага о Романовых».
13 февраля 2018
10
Три выставки недели
Каждое третье воскресенье месяца музеи, находящиеся в ведении города Москвы, можно посетить бесплатно. Предлагаем «Ретроспективу» Всеволода Тарасевича в МАММ, «Войти в историю» в Музее Москвы и «Северный путь» в Дарвиновском музее.
16 февраля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru