The Art Newspaper Russia
Поиск

Собирая Моне по крупицам

Крошечные частички красочного слоя с поврежденного произведения позволяют понять особенности техники художника

Когда в 2012 году один из посетителей дублинской Национальной галереи Ирландии повредил пейзаж Клода Моне, реставраторам музея выдалась редкая возможность изучить образцы краски, которой пользовался французский импрессионист.

В ходе реставрационных работ над Парусником в бухте Аржантёй 1874 года, спонсором которых выступил французский банк BNP Paribas, обнаружилось, что Моне использовал розово-серую грунтовку, благодаря которой краски выглядят ярче, чем если бы они были нанесены на обыкновенный белый грунт. Это означает, что для получения яркого тона Моне мог вмешивать меньше белого в краску и даже использовать чистые краски прямо из тюбика. Несмотря на то что он нередко делал на грунте угольные наброски, на этом произведении не было обнаружено никаких следов подготовительного рисунка.

Картина была повреждена в июне 2012 года, когда один из посетителей, дублинец Эндрю Шэннон 48 лет, буквально бросился на холст. Его тело пробило картину чуть левее центра, что привело к возникновению трех L-образных разрывов, самый длинный из которых имеет длину около 25 см. Ему было предъявлено обвинение в преднамеренном нанесении ущерба, что уголовно наказуемо. В декабре прошлого года состоялся суд, но обвиняемый отрицал свою вину и настаивал на том, что упал на картину случайно, из-за недомогания, и присяжные так и не смогли вынести решение. Вскоре состоится повторное разбирательство.

По словам Симоне Манчини, главы отдела реставрации Национальной галереи, разрывы на полотне являются следствием «невероятно сильного воздействия». Вскоре после инцидента были тщательно собраны все мельчайшие фрагменты краски, по большей части с пола. Всего было собрано около 100 фрагментов. Семь из них были настолько малы, что их было невозможно вернуть на место. Их поместили в смолу, для того чтобы исследовать структуру слоев картины при помощи микроскопа и химического анализа.

Реставраторы галереи быстро связались со своими коллегами из Музея Орсе в Париже, где в 2007 году также была повреждена картина Моне. По совпадению это тоже аржантёйский речной пейзаж, тоже написанный в 1874 году. Картину Мост в Аржантёйе ударил кулаком проникший ночью в музей вандал. Дублинская галерея сразу же начала работы по восстановлению полотна. Поверхность была покрыта защитной тканью, гвозди были удалены, и холст сняли с деревянного подрамника. Затем следовало устранить разрывы. Нитка за ниткой с оборотной стороны картины их края аккуратно соединили под микроскопом. Соединение разорванных нитей холста было осуществлено прочно, но обратимо.
После этого картину перевернули лицевой стороной вверх и удалили защитную ткань, для того чтобы начать работу с поверхностью. Хотя сам Моне оставил полотно нелакированным, в ХХ веке оно было покрыто глянцевым синтетическим лаком, который к настоящему времени посерел. Удаление этого лака улучшило бы внешний вид произведения, однако чувствительность пигментов, в особенности ярких красных и желтых, делает процесс удаления рискованным. Вместо этого была произведена поверхностная чистка, которая сделала картину ярче и светлее, приблизив ее внешний вид к тому, который она имела во времена Моне.

Из-за большого размера разрывов холст пришлось продублировать с оборота, но так, что впоследствии при необходимости второй слой можно легко удалить. Большая часть фрагментов красочного слоя была возвращена на исходные места. Оставшиеся пустыми потери вдоль разрывов были заполнены грунтом и заретушированы удаляемой акварельной краской.

Затем картину поместили в застекленную раму с системой климат-контроля. Это произведение находилось в списке самых важных работ галереи, которые планировалось поместить под стекло, однако это еще не было сделано, когда произошел инцидент. Теперь картина снова выставлена.

Просмотры: 3033
Популярные материалы
1
В Венеции проходит ретроспектива Аршила Горки
В Ка’Пезаро привезли лучшие работы художника, от сезаннистских портретов 1920-х годов до абстрактных «пейзажей» 1940-х.
20 мая 2019
2
Рейтинг музеев – 2019: «красивая картинка» — идеал представления о современном музее
Главный прирост в российских музейных социальных сетях идет через Instagram — что вполне в мировом тренде.
22 мая 2019
3
Режиссер Дмитрий Черняков стал куратором 8-й Московской биеннале
Тему основного проекта, который покажут осенью в Третьяковке на Крымском Валу, в новообретенном после закрытия ЦДХ пространстве «Лаборатория», объявят позже.
23 мая 2019
4
Нотр-Дам-де-Пари может рухнуть от ветра и нуждается в срочном укреплении
К такому выводу пришли специалисты после первичной оценки ущерба от пожара, который уничтожил крышу и шпиль собора в ночь с 15 на 16 апреля.
22 мая 2019
5
Елена Титова: «Стремимся привлечь молодежь, особенно креативный класс»
Совсем недавно Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства провел ребрендинг, и теперь он именуется Музеем декоративного искусства. О том, какие изменения произошли и происходят здесь на практике, нам рассказала его директор.
22 мая 2019
6
Умер Альберто Сандретти, друг русского искусства
Весть о смерти итальянского коллекционера (он скончался в Милане в возрасте 86 лет) опечалила очень многих в российском арт-сообществе: он не просто долгие годы покупал русское искусство, но был настоящим другом многим художникам.
20 мая 2019
7
Ударную неделю аукционов в Нью-Йорке достойно завершили Phillips и Sotheby’s
На вечерних торгах Phillips удалось продать 42 из 43 предложенных лотов на $100 млн. Настроение у участников и зрителей было приподнятым, и это подготовило почву для завершающего аккорда — вечернего аукциона Sotheby’s.
20 мая 2019
8
Алексей Курочкин: «Я не сохну над вещами, как Кощей»
Московский коллекционер-исследователь передал в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН уникальную коллекцию парного китайского оружия.
21 мая 2019
9
Исторический барельеф обещают вернуть в «Лужники» после реставрации
В конце мая восстановленный барельеф работы известных советских скульпторов должны полностью смонтировать внутри нового Дворца водных видов спорта, построенного на месте бассейна «Лужники».
23 мая 2019
10
В Музее архитектуры имени А.В.Щусева проходит выставка «Александр Гегелло: между классикой и конструктивизмом»
Архитектору удалось осуществить более 100 проектов, большинство в родном Ленинграде.
20 мая 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru