The Art Newspaper Russia
Поиск

Собирая Моне по крупицам

Крошечные частички красочного слоя с поврежденного произведения позволяют понять особенности техники художника

Когда в 2012 году один из посетителей дублинской Национальной галереи Ирландии повредил пейзаж Клода Моне, реставраторам музея выдалась редкая возможность изучить образцы краски, которой пользовался французский импрессионист.

В ходе реставрационных работ над Парусником в бухте Аржантёй 1874 года, спонсором которых выступил французский банк BNP Paribas, обнаружилось, что Моне использовал розово-серую грунтовку, благодаря которой краски выглядят ярче, чем если бы они были нанесены на обыкновенный белый грунт. Это означает, что для получения яркого тона Моне мог вмешивать меньше белого в краску и даже использовать чистые краски прямо из тюбика. Несмотря на то что он нередко делал на грунте угольные наброски, на этом произведении не было обнаружено никаких следов подготовительного рисунка.

Картина была повреждена в июне 2012 года, когда один из посетителей, дублинец Эндрю Шэннон 48 лет, буквально бросился на холст. Его тело пробило картину чуть левее центра, что привело к возникновению трех L-образных разрывов, самый длинный из которых имеет длину около 25 см. Ему было предъявлено обвинение в преднамеренном нанесении ущерба, что уголовно наказуемо. В декабре прошлого года состоялся суд, но обвиняемый отрицал свою вину и настаивал на том, что упал на картину случайно, из-за недомогания, и присяжные так и не смогли вынести решение. Вскоре состоится повторное разбирательство.

По словам Симоне Манчини, главы отдела реставрации Национальной галереи, разрывы на полотне являются следствием «невероятно сильного воздействия». Вскоре после инцидента были тщательно собраны все мельчайшие фрагменты краски, по большей части с пола. Всего было собрано около 100 фрагментов. Семь из них были настолько малы, что их было невозможно вернуть на место. Их поместили в смолу, для того чтобы исследовать структуру слоев картины при помощи микроскопа и химического анализа.

Реставраторы галереи быстро связались со своими коллегами из Музея Орсе в Париже, где в 2007 году также была повреждена картина Моне. По совпадению это тоже аржантёйский речной пейзаж, тоже написанный в 1874 году. Картину Мост в Аржантёйе ударил кулаком проникший ночью в музей вандал. Дублинская галерея сразу же начала работы по восстановлению полотна. Поверхность была покрыта защитной тканью, гвозди были удалены, и холст сняли с деревянного подрамника. Затем следовало устранить разрывы. Нитка за ниткой с оборотной стороны картины их края аккуратно соединили под микроскопом. Соединение разорванных нитей холста было осуществлено прочно, но обратимо.
После этого картину перевернули лицевой стороной вверх и удалили защитную ткань, для того чтобы начать работу с поверхностью. Хотя сам Моне оставил полотно нелакированным, в ХХ веке оно было покрыто глянцевым синтетическим лаком, который к настоящему времени посерел. Удаление этого лака улучшило бы внешний вид произведения, однако чувствительность пигментов, в особенности ярких красных и желтых, делает процесс удаления рискованным. Вместо этого была произведена поверхностная чистка, которая сделала картину ярче и светлее, приблизив ее внешний вид к тому, который она имела во времена Моне.

Из-за большого размера разрывов холст пришлось продублировать с оборота, но так, что впоследствии при необходимости второй слой можно легко удалить. Большая часть фрагментов красочного слоя была возвращена на исходные места. Оставшиеся пустыми потери вдоль разрывов были заполнены грунтом и заретушированы удаляемой акварельной краской.

Затем картину поместили в застекленную раму с системой климат-контроля. Это произведение находилось в списке самых важных работ галереи, которые планировалось поместить под стекло, однако это еще не было сделано, когда произошел инцидент. Теперь картина снова выставлена.

Просмотры: 2505
Популярные материалы
1
На холмах Грузии: в Тбилиси прошла первая ярмарка современного искусства
Посетители Tbilisi Art Fair наслаждались абсурдистскими перформансами, пением лягушек и винами от Зураба Церетели. И без скандала не обошлось.
22 мая 2018
2
Русский музей запрягает красного коня
Впервые за 40 лет здесь покажут рисунки Кузьмы Петрова-Водкина как самостоятельные произведения.
21 мая 2018
3
Марина Молчанова: «Отказываясь работать с коммерческими галереями, музеи очень многое теряют»
Владелица галереи «Элизиум» — о совместной работе частных галерей с музеями, новом витке моды на XIX век и о том, как публикация каталогов помогла бороться с подделками русского авангарда.
22 мая 2018
4
Триеннале в Брюгге и «Бофор-2018»: неон на каналах и зеркала на Северном море
Художники со всего мира изменили канонические средневековый и пляжный пейзажи, добавив в них современного искусства.
24 мая 2018
5
Дворец Петра I в Летнем саду открылся после реставрации
К моменту начала работ, которые обошлись в 220 млн руб., здание находилось в катастрофическом состоянии.
24 мая 2018
6
Эрмитаж представил памятники Османской империи по-новому
В обновленной экспозиции собрано около 200 предметов искусства: оружие, ткани, изделия из керамики и металла, мебель и ювелирные украшения.
23 мая 2018
7
В парке «Зарядье» открылась Ледяная пещера
Над новым объектом в парке работали комиссар Антарктической биеннале, художник Александр Пономарев и архитектор Алексей Козырь.
22 мая 2018
8
Галеристы на распутье
TANR с помощью галеристов, молодых и со стажем, разобралась, как живут и куда движутся галереи современного искусства в России.
24 мая 2018
9
Автор скульптур LOVE Роберт Индиана умер в возрасте 89 лет
Накануне его смерти в суд Манхэттена был подан иск против Джейми Томаса, доверенного лица художника, и издателя Майкла Маккинзи. Их обвинили в том, что они изолировали Индиану от общества и создавали работы от его имени.
22 мая 2018
10
Ретроспектива Франтишека Купки проходит в Гран-пале
Подробный академический показ художника должен поставить его в один ряд с другими пионерами абстракции — Василием Кандинским и Казимиром Малевичем.
23 мая 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru