Международная антикварная биеннале Gotha в Парме, которая продлится до 23 ноября, в этот раз юбилейная, ей исполнилось 20 лет. На протяжении всего этого времени она только набирает очки, заняв почетное место рядом с ведущими антикварными ярмарками во Флоренции, с которой она чередуется, и в Риме, где ярмарка проходит в начале октября. В прошлый раз Gotha посетило 10 тыс. человек. Чем же она привлекает потенциальных покупателей?
Во-первых, охватом эпох — от античных древностей до первой половины ХХ века. Во-вторых, разнообразием выставляемого искусства: здесь есть и живопись, и скульптура, и декоративно-прикладное искусство, разнообразная мебель и стекло, ювелирные изделия. Причем, как правило, все эти вещи в хорошей сохранности и с надежным провенансом. И наконец, тем, что здесь за редким исключением представлено только итальянское искусство и итальянскими же галереями, на нем специализирующимися, ведь Италия и сегодня обладает огромным художественным наследием и предлагает большой выбор произведений самого высокого качества. В этом году в Gotha, занявшей один из самых вместительных павильонов (4,5 тыс. м2) выставочного комплекса Fiere di Parma, принимает участие около 70 галерей со всей страны.
Не менее привлекательны и цены на Gotha. Они вполне умеренные даже на вещи редкие на рынке и в хорошем состоянии: к примеру, цены на рисунки и предметы декоративно-прикладного искусства колеблются в диапазоне €5–12 тыс., отличной сохранности дорожный несессер с письменными принадлежностями из черепашьего панциря, богато украшенный перламутром и золоченой бронзой (XIX век, Франция, La Penduliere di Francesco di Rosa), стоит €25 тыс., терракотовая скульптура флорентийского ренессансного мастера Никколо Барончелли «Мадонна с младенцем» (ок. 1435, Iotti Antichita) — €28 тыс. И совсем уж потолок — €950 тыс. за работу редкого здесь неитальянского художника Жоана Миро «Женщина-птица III» (1976, Tornabuoni Arte). В целом на ярмарке много скульптуры, особенно ренессансной, из полихромного дерева и терракоты, как, например, «Мадонна с младенцем» мастерской Антонио Росселино (1470–1475, Asioli Martini) или «Святой Михаил» одного из ведущих мастеров неаполитанской школы XVI века Аннибале Каккавелло (Gargiulo Michele Antichita). Много также живописи XVI–XIX веков, но большей частью художников, имена которых известны разве что специалистам. Однако встречаются и прославленные мастера с качественными произведениями, такими как драматичный «Ecco Homo» Гвидо Рени (Galerie Le due Torri), энергично выписанный «Пейзаж с рекой и фигурами» представителя генуэзского барокко Алессандро Маньяско (F. & F. Antichita), два эффектных батальных полотна известного французского живописца и гравера XVII века Жака Куртуа, прозванного Боргоньоне (Galleria Enrico Lumina), по-барочному сумрачный «Архимед» венецианского мастера XVII века Себастьяно Риччи, великолепное по композиции и драматичным световым эффектам полотно Луки Джордано «Снятие с креста святого Петра» (Galleria Antiquaria Camellini) или музейного уровня по мастерству письма и глубине трактовки образа «Мужской портрет» римского мастера XVIII века Винченцо Камуччини.
Традиционно на Gotha много мебели разных эпох, в основном итальянской с вкраплениями французского ампира. Здесь коллекционера тоже ждут приятные сюрпризы, такие, например, как прекрасной сохранности итальянский шкаф для посуды из орехового дерева последней четверти XVI века с великолепной резьбой и аутентичными бронзовыми ручками (F. & F. Antichita), или пара изящных комодов работы известного ломбардского мастера Джузеппе Маджолини (1738–1814) с инкрустацией из ценных пород дерева и столешницами из мрамора (Phidias Antiques), или редкой красоты и сохранности богато декорированная пара деревянных консолей со столешницами из зеленого античного мрамора рубежа XVIII–XIX веков с Сицилии (La Pendulerie). Среди декоративно-прикладных вещей надо отметить редкую из-за отличной сохранности пару сосудов из расписной майолики (ок. 1500, Asioli Martini Giovanni Antiquario), ампирные каминные часы в виде амфоры Севрской мануфактуры первой половины XIX века (Antichita G.-N.) и мало пока знакомые неитальянским коллекционерам великолепные образцы фарфора, стекла и керамики 1920-х годов в стиле футуризм и неоклассика.
И самое интересное — под конец. Gotha — настоящий клад для тех, кто предпочитает классическому антиквариату модернизм первой половины ХХ века. Здесь представлены все ведущие итальянские художники этого времени, к тому же работами музейного уровня: Моранди, Сирони, Фортунато Деперо, Балла, Кампильи, Де Кирико. Чего стоит, к примеру, красочное и динамичное, в лучших традициях итальянского футуризма, полотно Фортунато Деперо «Сбор лимонов» (1927, 900 Art Gallery) или ранняя, «метафизическая» «Антигона» Джорджо Де Кирико (1926, Galleria d’Arte Cinquantasei)!