The Art Newspaper Russia
Поиск
02 марта 2016 — 08 мая 2016

Прошлое и настоящее в трех частях Выставки

Мультимедиа Арт Музей (МАММ) улица Остоженка, 16, Москва, Россия

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку звезды мирового современного искусства — японского художника, фотографа и архитектора Хироси Сугимото «Прошлое и настоящее в трех частях».

По версии The Times и Saatchi Gallery, Хироси Сугимото входит в топ-200 лучших художников XX века.

Хироси Сугимото родился в 1948 в Токио. В 1970 году он закончил токийский St. Paul’s University, где изучал политику и социологию, а в 1974 году — получил степень бакалавра искусств Колледжа искусств и дизайна в Лос-Анджелесе и переехал в Нью-Йорк. Хироси Сугимото живет и работает между США и Японией.

На выставке в МАММ будут представлены три серии Сугимото «Диорамы», «Театры» и «Морские пейзажи». Работу над ними фотограф начал в 70-80 годы и продолжает до сих пор.

Отличительным техническим приемом Хироси Сугимото является использование камеры большого формата (8×10) и, как в серии «Театры», длительной выдержки, позволяющей «сжать» в один кадр любой отрезок времени.

Хироси Сугимото пишет: «„Диорама“ — моя первая серийная работа, положившая начало моей творческой карьере. Эта работа продолжается по сей день. Почему диорамы столь привлекательны для меня? Наверное, потому, что они представляют нечто живое и мертвое одновременно, высвечивая грань, отделяющую жизнь от смерти».

Художник неоднократно говорил, что всю свою жизнь никогда не верил своим глазам, так как никогда не был уверен в том, что увиденное им действительно существует. Это ощущение призрачности бытия тревожило его с детских лет, а со временем даже стало ему нравиться.

Сугимото рассказывает: «Я всегда перемещался между реальностью и мечтой, пытаясь примирить эти два состояния. Мечтание — источник всего моего искусства. Претворяя мечты в произведения искусства, я сражаюсь с реальностью, и мой фотоаппарат служит мне боксерскими перчатками в этой борьбе».

Анализируя свою серию «Диорамы» он писал: «Мой фотоаппарат может вторично остановить время в диорамах, где оно уже было остановлено. Если убить что-то мертвое, можно ли его вернуть к жизни? Я сравнивал себя с египетским расхитителем гробниц, пробравшимся в усыпальницу. Некоторые грабители сами превращались в мумии вместо того, чтобы овладеть сокровищами гробниц. Когда я фотографирую диораму, я — не просто зритель, но сам становлюсь частью нереального мира диорамы».

Экзистенциальность, присущая всему творчеству Хироси Сугимото, наиболее ярко выражена в серии «Диорамы».

Над серией «Театры» Сугимото начал работать, только-только поселившись в Нью-Йорке в середине 70-х годов. Художник приходил в кинотеатр, с появлением первых титров фильма открывал затвор фотоаппарата и продолжал экспонировать кадр 2-3 часа — столько, сколько продолжался фильм, таким образом, все образы фильма оказывались в одном кадре. Обрабатывая пленку, фотограф обнаружил, что вместо изображения на ней проявляется магический белый свет, вокруг которого проступают интерьеры кинотеатра.

Хироси Сугимото нашел способ показать экзистенциальное пространство, которое каждый раз заключается в «футляр», которым служит интерьер того или иного кинотеатра.

Идея создания «Морских пейзажей» появилась в 1980-м году. Этот проект навеян его детскими воспоминаниями — видами моря из окна поезда по пути из Токио. В поисках «правильных» морских пейзажей, Сугимото объехал весь мир, все побережья: Франции, Англии, Японии, Атлантики, Тихого океана др.

В кадре только воздух и вода. Точно такими же люди видели эти пейзажи и тысячи лет назад, поэтому эти фотографии — еще и путешествие во времени, возможность воссоздать прообраз нашего мира.

Один из первых снимков серии, Карибское море, Ямайка, создан в 1980 году. Во время работы над ним появилась концепция серии: линия горизонта делит снимок ровно пополам, в кадре не должно присутствовать людей и рукотворных объектов. Сугимото создает вневременные пейзажи, возвращая зрителю возможность созерцания нашей планеты в ее доцивилизационном величии.

«Мои фотографии, — пишет художник, — существуют в неком пространстве между предметами, вводящими в заблуждение, и пребывающими в заблуждении зрителями».

Хироси Сугимото: «Я поменял бы все свои работы на японское искусство XII века»
Сегодня в Мультимедиа Арт Музее на Остоженке в рамках Фотобиеннале-2016 открылась выставка Хироси Сугимото «Прошлое и настоящее в трех частях». Японский фотограф-минималист, мастер длительной выдержки рассказал TANR, что он фотографирует на iPhone, почему его называют дзен-марксистом и зачем он в принципе занимается фотографией.
02 марта 2016
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
12 новых музеев, куда стоит поехать и пойти
Политические и экономические перипетии не в силах отменить открытие музеев — представляем самые любопытные из тех, что появятся в мире совсем скоро.
22 января 2019
3
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
4
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
5
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
6
Цветы запоздалые
Почему полотна Клода Моне, посвященные именно кувшинкам и водяным лилиям, оказываются точкой сборки всего творчества художника, прошедшего беспрецедентно длинный путь от натурализма и импрессионизма до полноценной абстракции.
18 января 2019
7
Magnum Photos откроет в «Зарядье» экспериментальную лабораторию
Фотографы легендарного агентства сделают выставку с нуля — от создания экспонатов до развески — на глазах у зрителей
21 января 2019
8
Театр начинается… с музея
В названии альбома «100 + 10», который Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства издал к своей юбилейной выставке в Шереметевском дворце на Фонтанке, скрыта двойная игра цифр.
18 января 2019
9
Выставка «100% Италия. Сто лет шедевров» проходит на семи площадках Турина и в его окрестностях
Цель большого проекта — реабилитировать итальянское искусство ХХ века.
22 января 2019
10
Александр Меламид: «Самое важное для меня, что я научил рисовать слонов»
Художник Александр Меламид, участник знаменитого дуэта Комар — Меламид, изобретшего целый ироничный стиль в русском искусстве — соц-арт, поговорил с нами о гениальности, актуальности, парадоксах и выставке в Московском музее современного искусства.
22 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru