The Art Newspaper Russia
Поиск
02 марта 2016 — 08 мая 2016

Прошлое и настоящее в трех частях Выставки

Мультимедиа Арт Музей (МАММ) улица Остоженка, 16, Москва, Россия

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку звезды мирового современного искусства — японского художника, фотографа и архитектора Хироси Сугимото «Прошлое и настоящее в трех частях».

По версии The Times и Saatchi Gallery, Хироси Сугимото входит в топ-200 лучших художников XX века.

Хироси Сугимото родился в 1948 в Токио. В 1970 году он закончил токийский St. Paul’s University, где изучал политику и социологию, а в 1974 году — получил степень бакалавра искусств Колледжа искусств и дизайна в Лос-Анджелесе и переехал в Нью-Йорк. Хироси Сугимото живет и работает между США и Японией.

На выставке в МАММ будут представлены три серии Сугимото «Диорамы», «Театры» и «Морские пейзажи». Работу над ними фотограф начал в 70-80 годы и продолжает до сих пор.

Отличительным техническим приемом Хироси Сугимото является использование камеры большого формата (8×10) и, как в серии «Театры», длительной выдержки, позволяющей «сжать» в один кадр любой отрезок времени.

Хироси Сугимото пишет: «„Диорама“ — моя первая серийная работа, положившая начало моей творческой карьере. Эта работа продолжается по сей день. Почему диорамы столь привлекательны для меня? Наверное, потому, что они представляют нечто живое и мертвое одновременно, высвечивая грань, отделяющую жизнь от смерти».

Художник неоднократно говорил, что всю свою жизнь никогда не верил своим глазам, так как никогда не был уверен в том, что увиденное им действительно существует. Это ощущение призрачности бытия тревожило его с детских лет, а со временем даже стало ему нравиться.

Сугимото рассказывает: «Я всегда перемещался между реальностью и мечтой, пытаясь примирить эти два состояния. Мечтание — источник всего моего искусства. Претворяя мечты в произведения искусства, я сражаюсь с реальностью, и мой фотоаппарат служит мне боксерскими перчатками в этой борьбе».

Анализируя свою серию «Диорамы» он писал: «Мой фотоаппарат может вторично остановить время в диорамах, где оно уже было остановлено. Если убить что-то мертвое, можно ли его вернуть к жизни? Я сравнивал себя с египетским расхитителем гробниц, пробравшимся в усыпальницу. Некоторые грабители сами превращались в мумии вместо того, чтобы овладеть сокровищами гробниц. Когда я фотографирую диораму, я — не просто зритель, но сам становлюсь частью нереального мира диорамы».

Экзистенциальность, присущая всему творчеству Хироси Сугимото, наиболее ярко выражена в серии «Диорамы».

Над серией «Театры» Сугимото начал работать, только-только поселившись в Нью-Йорке в середине 70-х годов. Художник приходил в кинотеатр, с появлением первых титров фильма открывал затвор фотоаппарата и продолжал экспонировать кадр 2-3 часа — столько, сколько продолжался фильм, таким образом, все образы фильма оказывались в одном кадре. Обрабатывая пленку, фотограф обнаружил, что вместо изображения на ней проявляется магический белый свет, вокруг которого проступают интерьеры кинотеатра.

Хироси Сугимото нашел способ показать экзистенциальное пространство, которое каждый раз заключается в «футляр», которым служит интерьер того или иного кинотеатра.

Идея создания «Морских пейзажей» появилась в 1980-м году. Этот проект навеян его детскими воспоминаниями — видами моря из окна поезда по пути из Токио. В поисках «правильных» морских пейзажей, Сугимото объехал весь мир, все побережья: Франции, Англии, Японии, Атлантики, Тихого океана др.

В кадре только воздух и вода. Точно такими же люди видели эти пейзажи и тысячи лет назад, поэтому эти фотографии — еще и путешествие во времени, возможность воссоздать прообраз нашего мира.

Один из первых снимков серии, Карибское море, Ямайка, создан в 1980 году. Во время работы над ним появилась концепция серии: линия горизонта делит снимок ровно пополам, в кадре не должно присутствовать людей и рукотворных объектов. Сугимото создает вневременные пейзажи, возвращая зрителю возможность созерцания нашей планеты в ее доцивилизационном величии.

«Мои фотографии, — пишет художник, — существуют в неком пространстве между предметами, вводящими в заблуждение, и пребывающими в заблуждении зрителями».

Хироси Сугимото: «Я поменял бы все свои работы на японское искусство XII века»
Сегодня в Мультимедиа Арт Музее на Остоженке в рамках Фотобиеннале-2016 открылась выставка Хироси Сугимото «Прошлое и настоящее в трех частях». Японский фотограф-минималист, мастер длительной выдержки рассказал TANR, что он фотографирует на iPhone, почему его называют дзен-марксистом и зачем он в принципе занимается фотографией.
02 марта 2016
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Музею Востока исполняется 100 лет
К своему юбилею Государственный музей искусства народов Востока подходит на пике территориального расширения. Осваивая новые для себя пространства, институция одновременно стремится не забывать о присущей ей научной фундаментальности.
10 октября 2018
3
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
4
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
5
Как продавать бесценное: уловки успешных арт-дилеров
Искусство продается и покупается, арт-рынок растет, а мы вспоминаем о самых предприимчивых галеристах и их излюбленных тактиках, проверенных десятилетиями.
10 октября 2018
6
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
7
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
8
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
9
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
10
Британский музей не станет открывать залы с коллекцией древних барельефов
В подземных галереях, закрытых с 2006 года, все еще хранится ассирийский рельеф стоимостью £100 млн. Про спрятанные там сокровища не то чтобы забыли — использование залов цокольного этажа по-прежнему признается нерациональным.
10 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru